Найти в Дзене
Ясно Понятно

От бургеров к шаурме. Чем будет кормить россиян фастфуд после ухода иностранцев

Оглавление

16 мая компания McDonald`s объявила об окончательном закрытии своего бизнеса в России. Рестораны сети продолжат работу под другим брендом, и судя по всему, по другим ценам. С начала весны многие иностранные игроки на российском рынке фастфуда заявили о прекращении бизнеса в стране. Можно ли их заменить? И если да, то чем?

С Россией навсегда?

Первой о приостановке деятельности в России заявила американская компания Yum! Brands, которой принадлежат бренды KFC и Pizza Hut. 8 марта она объявила о замораживании инвестиций и развития бизнеса в России. Компания приостановила работу принадлежащих ей заведений KFC в России и обратилась к своим основным франчайзи с просьбой о прекращении работы всех ресторанов Pizza Hut в России.

В России насчитывается около 1000 ресторанов KFC и около 50 заведений Pizza Hut, но почти все управляются независимыми собственниками по договорам лицензирования или франшизе. В итоге многие рестораны продолжают работать и сейчас.

В середине марта канадский концерн Restaurant Brands International (RBI), которому принадлежит сеть Burger King, выразил желание закрыть все российские рестораны, но пока не смог этого сделать. RBI обратился к российскому оператору бизнеса Burger King (ООО «Бургер рус», «дочка» Burger King Russia Ltd) с просьбой закрыть рестораны, но тот отказался.

Поэтому бренд продолжил работу в России вопреки своему желанию, хотя и приостановил корпоративную поддержку российского рынка, включая операционную деятельность, маркетинг и цепочки поставок, а также отказался от новых инвестиций.

Вход — рубль, выход — два

McDonald’s в марте приостановила работу своих заведений, но 16 мая объявила, что окончательно уходит из России. Сеть ресторанов быстрого питания начала процесс продажи своего российского бизнеса, который включает 850 заведений, где работают 62 тысячи человек. При этом 132 точки принадлежат трем крупным франчайзи.

Покупатель на основной бизнес пока не найден. Заведения сети возобновят работу в России под новым брендом в середине июня, сохранив коллектив, сеть ресторанов и меню, утверждает источник ТАСС.

Главный вопрос — что та же McDonald`s будет делать со своими франчайзи, рассуждают эксперты. Общее основание для расторжения договора продавцом франшизы — нарушение франчайзи условий договора об использовании франшизы, говорят юристы. Если условия договора не нарушаются, заставить прекратить деятельность предприятия у франчайзера не получится. И скорее всего расторжение договоров будет происходить исключительно в судебном порядке.

Но сейчас иностранному продавцу франшизы разорвать договор с российскими франчайзи по суду практически невозможно, судьи уже начали отказывать компаниям из недружественных стран, говорят юристы. В итоге вполне возможно, что McDonald's и KFC со своими франчайзи придется как-то договариваться.

«Макдональдсом» не станешь, а станешь банкротом

Российский рынок фастфуда не исчезнет после ухода крупных иностранных игроков, однако очевидно, что он заметно изменится, рассуждают эксперты. «Чтобы работать, как McDonald’s, нужно с нуля создать очень эффективный дискаунтер. Это важно понимать: McDonald’s — это дискаунтер, а дискаунтер — это самая сложная бизнес-модель из всех существующих», — говорил в интервью The Bell основатель блинных «Теремок» Михаил Гончаров.

Воссоздать в России эту историю за несколько лет нереально, поскольку у местных компаний нет такого опыта, нет таких технологий и нет такого сильного бренда. «Конечно, в России будет где поесть и без McDonald’s. Но будет ли, где поесть по таким же ценам — вопрос», — заявил Гончаров.

Многие ресторанные сети работают в другом сегменте, они готовят еду вручную, пояснил Гончаров. И цены у них такие (высокие — прим. Япон) не потому что они жадные, а потому что это другая бизнес-модель. «Просто понизив стоимость, "Макдональдсом" не станешь, зато через месяц станешь банкротом», — отметил эксперт.

Время шаурмы

Часть потребителей того же McDonald`s могут перейти к конкурентам, но опять же, по показателю «цена-качество» второго такого игрока на рынке России нет и в ближайшем будущем не появится, считает Михаил Гончаров. Поход в ресторан быстрого питания так или иначе подорожает, и часть людей перейдут на домашнюю еду.

Судя по всему, на российском рынке фастфуда будут превалировать две тенденции, рассуждают эксперты. Это повышение стоимости блюд и снижение качества. Вполне вероятно, что будет быстро расти доля «азиатской кухни», которая в России традиционно ассоциируется с шаурмой. Ее продажи с начала года, по некоторым оценкам, уже резко выросли. И возможно, что этот сегмент рынка будет расширяться и дальше. Но вопрос качества всей этой уличной еды будет вставать все более остро, полагают эксперты. И возможно, что лозунг «Едим дома» станет для россиян с течением времени все более актуальным.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 - это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал