Продолжение истории про бывшего "Рупора свободы", а ныне - олицетворения понятия "Пропагандист"
В предыдущей статье я описывал историю Владимира Рудольфовича до момента, когда он слился с государственной машиной пропаганды. Тогда он был вполне себе либеральных взглядов.
В этой статье посмотрим на метаморфозы второй половины 2000х, и то, что было дальше.
Был в биографии Владимира Соловьева и период, когда его убрали из телевизора — впрочем, период непродолжительный. В начале 2009 года стало известно, что закрывается передача «К барьеру», которая к тому времени шла на НТВ уже 6-й год. Это было что-то вроде словесной дуэли политиков из противоположных лагерей. Передачу критиковали за то, что в ней выступают все время одни и те же люди — политики Сергей Митрохин, Владимир Жириновский и Валерия Новодворская, писатели Александр Проханов и Михаил Веллер. Но у зрителей это пользовалось успехом, «К барьеру» тогда была одна из самых рейтинговых программ.
Официально закрытие объяснили туманными «корпоративными причинами». Митрохин предположил, что «накопилось большое количество претензий к Соловьеву, к тем, кого он приглашал, и к тому, что они говорят». Была версия, что это произошло из-за того, что Соловьёв обвинил Валерию Адамову, кандидата в председатели ФАС МО, а также сокурсницу Дмитрия Медведева и жену первого заместителя генерального директора НТВ, в получении финансовых доходов с помощью правительства Москвы. Сам Соловьев сказал, что с экрана его убирали люди из администрации президента за то, что он говорил о неблаговидных поступках. Впрочем, опала продлилась недолго, и уже в 2010 Соловьева пригласили на телеканал «Россия», на котором он благополучно работает до сих пор.
Противоречивые высказывания
Если проследить высказывания Соловьева на одну и ту же тему на протяжении нескольких лет, можно увидеть замечательные метаморфозы.
По Украине и Крыму:
-2008 год: «Человек, который попытается начать войну России и Украины, является преступником, притом я не могу себе представить, какого размера. В Украине живут братские нам по духу, по крови, по общей истории люди...»
-2013 год: «Да не дай бог, чтобы Крым вернулся в состав России. Нет никакого юридического основания. А зачем вам Крым?..»
-2014 год: «Этот день мы приближали как могли. Крым и Севастополь в составе России. Историческая справедливость воссторжествовала.
-22 февраля 2022 год: "Бровь поднимем, и Украина поймёт всё"
-22 марта 2022 год: "О быстром решении и речи не идёт, потому - что противостоит армия вторая в Европе, после нашей, которая 8 лет готовилась."
О Путине:
-2001 год: «Не президенту Путину лишать нас права выбора».
-2015 год — Соловьев выпускает фильм «Президент», освещающий главные вехи царствования Владимира Владимировича, естественно, в правильном ключе.
Как скатился Соловьев
Как же все-таки Соловьев превратился в пропагандиста и почему с ним это случилось? Можно было бы сказать, что к этому его подтолкнула та авторитарная система, которая сложилась в нашей стране, где инакомыслие подавляется, а идейно правильная точка зрения поощряется, где действует даже не цензура, а самоцензура. Какая-то доля правды в этом есть. Действительно, для людей, подобных Соловьеву, создаются благоприятные условия. Только дело всё равно не в системе, а в человеке. Как показывает история, есть люди, прекрасно себя чувствующие при любом режиме. Вспомнить хотя бы Сергея Михалкова, автора текста сталинского, брежневского и путинского гимна России. Соловьев, похоже, из этого же разряда. Вот увидите, в прекрасной России будущего он тоже найдет себе теплое местечко. Система-то для всех одинаковая, только почему-то Соловьев, Киселев и Норкин чувствуют себя в ней как рыба в воде, а Парфенов, например, оказывается за бортом. Точнее он за бортом официального телевидения, и при этом прекрасно себя чувствует в Интернете и продолжает снимать отличные фильмы. И Парфенов еще в хорошей ситуации — все-таки он уже давно в профессии, успел заработать и имя, и репутацию. А многие более молодые или не столь удачливые журналисты вынуждены выбирать между хорошими заработками или совестью, и наверняка, не всем из них этот выбор дается так же легко, как Владимиру Рудольфовичу.
Образ Соловьева
На протяжении вот уже более 20 лет Соловьев выстраивает имидж остроумного и уверенного в себе человека. Есть люди, которые считают его крутым профессионалом. Кто-то же все-таки выдал ему две ТЭФИ — это премия Российской телеакадемии за профессиональные достижения. Есть, значит, коллеги, которые его ценят. Другие журналисты, наоборот, не хотят считать его коллегой и вообще дела иметь с ним не желают. В интернете над Соловьевым смеются еще со времен желудочного баллона — это в конце 2000-х была такая странная движуха, когда якобы от имени Соловьева выходила реклама такого способа похудения. Понятно, что скорей всего, это делали его недоброжелатели, но прозвище «баллон» тогда за ним закрепилось надежно. А сейчас и вовсе пошло веселье — сначала Ургант пошутил про соловьиный помет, потом Гребенщиков выступил со своим «Вечерним мудозвоном», потом был эпичный баттл Соловьева с Уткиным. Самое смешное, что сам он воспринимает все это очень серьезно, искренне обижается и пытается отвечать, отчего комический эффект усиливается.
И пожалуй, именно смех — это то, чего заслуживает Соловьев. Это очень правильная и здоровая реакция на продажность, лизоблюдство, приспособленчество. Смех освобождает людей от страха, он низводит вот этот якобы авторитет до уровня забавного дурачка. А вслед за этим все его пафосные высказывания точно так же превращаются в тыкву и становится видно, что за ними ничего нет, кроме желания услужить тем, у кого в данный момент власть.
Если вы дочитали статью, и вам понравилось, нажмите пожалуйста "подписаться", я буду очень признателен.