Другая история
В древнем городе Риме, между Колизеем и Пантеоном, на 40 метров вверх высится Колонна Траяна, одного из пяти хороших императоров. 2600 фигур, размещенных по спирали белого каррарского мрамора, рассказывают повесть о завоевании Римской империей страны Дакии. Которая потом стала Румынией, романской землей. Теперь, правда, её больше ассоциируют с народом рома, цыганами, но это совсем другая история. А историю везде любят великую, уходящую корнями в благородную, подернутую патиной, старину и прославляющую предков современных потребителей глобальных товаров. Не исключением стала и Социалистическая Республика Румыния, кинематограф которой в конце шестидесятых годов прошлого века выпустил два исторических полотна «Даки» (Серджиу Николаеску, 1966) и «Колонна» (Мирча Дрэган, 1968). На последней работе остановимся подробнее.
Процветание Рима уперлось на Юге в пустыню Сахару, на Западе в Атлантический, а на Севере в Северный Ледовитый океаны. Экспансия на Восток была неизбежна, и вот император Траян собственноручно громит войска даков под предводительством Децебала. Окруженный легионами, тот доблестно призывает остатки войска биться до последнего, глотая пилюлю с цианидом калия. Бравые прото-румыны тут же сдались и радостно начали проникаться цивилизацией, строя города, крепости и акведуки. Но тут еще с более дальнего Востока, из-за леса, из-за гор на порядочную провинцию начали набегать невежественные, грубые и невоспитанные варвары, судя по географии, прото-укры. Ну, или дикие белорусы. Что характерно, у этих народов и силушки, и порядка, и боевых ништяков было не меньше, чем у молящихся Юпитеру будущих фанатов «Ромы» и «Лацио». Даже, с поправкой на холода, побольше. Но и это совсем другая история.
Местные предатели устраивают сепаратные переговоры с носителями волчьих шкур. Но не договорившись о сумме сребников, все-таки рубятся с конной лавиной на стороне римских легионов, пытаясь остановить не познавших Колизея варваров противолошадными ежами и окопами. Как и положено, местным национальным героям, в разгар битвы они гордо убивают своих не подозревающих про их сложные душевные муки римских начальников и воспитывают их детей, уходя в закат титров. Но это совсем другая история.
Понятное дело, румынами, даже если их объединить с прогрессивными немецкими киностудиями, не по силам было создать эпохальный пеплум. Лошадей у них было в достатке, массовку обеспечивали сотнями, а то и тысячами. Природа, не изнасилованная металлургами и мелиораторами, нашлась. Но с остальным вышло похуже. Аутентичная архитектура, почему-то, найдена на минималках. Картонное оружие и в кадре выглядит картонным, а это уже ощутимо опускает бегунок интереса вниз. Вставленные мелодраматические эпизоды не легли органически на суровые будни начала первого тысячелетия. Сюжет что-нибудь оригинального не предлагает. А Антонелла Луальди или Иларион Чобану – актеры не той величины, чтобы просто наслаждаться их игрой, не обращая внимания на остальные киношные составляющие. Вот бы Малкольма Макдауэлла туда или Бриджит Бардо. Но это была бы совсем другая история.
Откровенно говоря, я, как и другие мои соотечественники посмотрел эту историю только благодаря прокату СССР. Румынскую картину хорошего технического качества усилили традиционно великолепным дубляжем. Что гарантировало редкий запуск картины по какому-нибудь кино-каналу, и на фоне современной творческой импотенции, что Запада, что Востока, заходит вполне нормально. И даже усиливает внутреннюю самооценку как любителю хорошего кино. Но это мало кому интересная другая история.