Для чего я пишу книгу?
- Интересный вопрос. В процессе работы постоянно задумываюсь об этом. И вот что интересно - ответов много, все они разные, хотя кажется об одном и том же. Иногда это банально: пишу, потому-что не могу не писать. (Ха-ха!) Порой это чувствуется во время работы над текстом, меня переполняет и хочется поделиться всем, что накопилось за много лет чтения лекций. А иногда это прямые ответы на вопросы студентов: что это такое, отчего мастер сделал, написал, изваял так, а не эдак.
Вот и получается, что книга – это результат многолетнего опыта чтения лекций для разных аудиторий профессиональных и непрофессиональных слушателей, студентов творческих вузов, курсов переподготовки антикваров и реставраторов.
Вот же скоро тридцать лет я читаю лекции и веду семинары по истории искусства, истории стилей, истории дизайна, по материалам и техниками, а также истории русской и европейской живописи.
И часто, особенно в последнее время, мои студенты и слушатели озвучивают просьбу:
- Напишите книгу!
- Было бы здорово если все, о чем вы рассказываете, можно было бы прочитать и спустя некоторое время после окончания обучения.”
Что ж… Кажется, время пришло, и я наконец решилась начать публиковать какие-то части своих лекций, решилась создать первую, надеюсь не последнюю, книгу для чтения и знакомства с удивительным миром искусства.
Рабочее название книги “Характер эпохи”. Это изложение цикла лекций, которые в последние годы я читаю для слушателей курсов профессиональной переподготовки реставраторов антикварной мебели. Поэтому рассказывая о стилях в искусстве, помимо разбора признаков, формальных и мировоззренческих составляющих, больших исторических художественных стилей в каждой главе есть отдельные сведения по истории мебели.
Почему я выбрала именно стили, не историю искусства, не проблемы восприятия красоты, историю сюжетов и тем в искусстве, а именно - стили? Этот вопрос я задаю сама себе. И понимаю, что тема, наверное, не самая сейчас актуальная, но судя по отзывам моих коллег и студентов, все же интересная. Тем более, что тема формальных стилей не слишком описана у нас в литературе.
Конечно, много публикаций, статей, блогов и, конечно, книг, с рассказами об искусстве. Но как повелось в последнее время темы выбираются «горяченькие» о деньгах в искусстве и вернее о любви художников к деньгам, о «пороках и их поклонниках», скандалах и пр. Ощущение, что стали забывать о том, что еще за судебными тяжбами, извращенными романами, злоупотреблениями всяческими веществами, болезнями, они еще периодически создавали шедевры, которыми мы восхищаемся, без относительно биографическим событиям их создавших.
Вот и захотелось мне создать свою версию, пусть это будет «в сотый (а может быть и в тысячный) раз рассказанная история искусства, но с точки зрения изменений формы, истории смены вкусов – истории смены «характера эпох», как это вижу я и как об этом рассказываю своим студентам.
А мои сегодняшние студенты, надо отметить, потрясающие люди. Мне вообще-то на протяжении всей уже большой лекционной практики везло со слушателями. Это были и вчерашние школьники, которые с детской еще непосредственностью и подростковым скепсисом, и ленцой слушали длинные и многочисленные лекции по классической истории искусства в художественном институте. Это были и солидные антиквары, открывавшие для себя новые нюансы видения предметов искусства. Это и те, кто собирает коллекции предметов обстановки, а кто-то просто погружается в атмосферу художественного творчества. Мои же нынешние студенты, это люди решившие круто изменить жизнь. Они уходят их привычных офисов, закрывают ноутбуки, и встают к верстаку, чтобы освоить одну из самых благороднейших и увлекательных профессии - реставратора антиквариата.
И каждому из своих слушателей я благодарна. И каждый из них внес свою лепту в ту книгу, что я пишу сейчас, и в те, что еще только летают вокруг меня в виде обрывков идей.
И еще раз, почему именно стили? О то что такое стиль – художественный стиль, мы еще поговорим. Но скажу, что на мой взгляд систематизировать знания об искусстве, или же начинать изучение большой истории искусства, на мой взгляд полезно имея своего рода путеводитель: куда идти, на что смотреть.
Надо отметить, что даже дипломированные дизайнеры и художники, специалисты профессионально интересующиеся антиквариатом, и даже начав собирать коллекции, далеко не все чувствуют себя уверенно в понимании времени создания, формы и сути художественной стороны старинных вещей.
И здесь может оказаться полезным систематизировать уже имеющиеся знания и опыт, и получить своего рода “дорожную карту” для начала путешествия в удивительный мир истории искусства.
История стилей в этом смысле, с ее систематизацией, анализом процесса смены вкусов и отношения к формам и восприятию искусства, кажется наиболее оптимальным основанием. А дальше каждый может выбрать тему и направление для дальнейшего углубления изучения истории искусства.