Казалось бы, что может быть проще, чем выбрать учебник по английскому языку? Современные издательства пестрят многообразием книг, и все учебники соответствуют мировым стандартам качества. Ну, а если вы работаете в учебном центре, то наверняка, не задумываясь, выберете то же, что и ваш более опытный коллега. И здесь совершите первую ошибку – ведь это будет не ваш осознанный выбор.
Чем же руководствоваться?
Первое, на что стоит обратить внимание, – это соответствие определённому уровню учащихся в системе CEFR. В этом может помочь таблица, которая обычно расположена на обратной стороне обложки. Также можно предложить учащимся выполнить так называемый вступительный тест (placement test), который, как правило, прилагается сейчас к любому УМК. Oн поможет увидеть достижения и слабые места учащихся и определиться с выбором учебника.
Второй, но не менее важный этап – это ваше знакомство со всем учебно-методическим курсом, который предлагает издательство. Он включает в себя сам учебник (Student’s Book), книгу учителя (Teacher’s book), а также аудио и/или видеосопровождение. Зачастую также прилагается пакет тестов ко всем разделам (Unit tests), включая Placement test и Final test. Рабочая тетрадь (Workbook) – также неотъемлемая часть комплекта, но в последнее время всё чаще встречается в виде интерактивных онлайн-платформ, которые в новых реалиях не работают. При выборе пособия стоит учитывать и этот фактор.
Дополнительным, но не менее полезным бонусом может быть также наличие Grammar book, Teacher's Resource Book, Flashcards и т.п. Стоит продумать сразу, насколько важен для вас тот или иной ресурс, узнать, есть ли он в наличии в вашем учебном центре, или, если вы работаете на себя, прикинуть, готовы ли вы их приобрести за свой счет. Не забудьте учесть стоимость учебника и рабочей тетради и соотнести ее с платежеспособностью ваших учеников.
Но все же в любом УМК главная составляющая – это его содержательное наполнение. На что же конкретно обращать внимание?
- Изучите внимательно содержание в начале учебника. Подумайте, насколько интересны будут ученикам заявленные темы и актуальна ли грамматика для их уровня и возраста. Хорошо, когда темы частично (но не полностью) резонируют с прошлыми УМК: это позволяет ребятам показать полученные ранее знания, расширить словарный запас и придает им уверенности в процессе обучения.
- Посмотрите год издания учебника: он не должен быть слишком старым, ведь какой бы красочной и насыщенной книга не казалась, темы десятилетней давности уже попросту устарели. Рано или поздно ребята заскучают с такой книгой.
- Рекомендации авторов учебника порой бывают ценнее рекомендаций коллег, ведь никто не знает книгу лучше, чем тот, кто ее составил. При желании особо пытливые педагоги даже могут уточнить интересующие их вопросы лично, написав автору в блоге или соцсетях.
- Главные герои книги (а они, как правило, есть всегда) должны быть ровесниками ваших учеников. В процессе знакомства с героями ребята невольно ассоциируют себя с ними, с каждым новым диалогом вживаются в их роли, и это, несомненно, приводит к успеху в изучении иностранного языка.
- Обратите внимание на шрифт – чем старше студенты, тем мельче он может быть. Вспомните букварь: детям младшего возраста даже на родном языке лучше читать тексты с буквами покрупнее. Также стоит вспомнить, нет ли у вас в группе дислексиков – им тоже нелегко читать мелкий шрифт. Для шустрых подростков смело можно брать учебник со «взрослым» шрифтом.
- На что нацелен учебник? Очень часто тот или иной УМК преследует цель подготовки к различным международным экзаменам: Cambridge Exams, IELTS, Toefl и другие. И задания, как правило, имеют соответствующий формат. Даже при одинаковом заявленном уровне, допустим, А2, форматы заданий могут значительно отличаться. Например, если ваша цель подготовить учащихся к сдаче Кey for schools, то не стоит брать учебник с заданиями YLE Flyers. Это лишь вызовет трудности у студентов, а преподавателю придется регулярно отсеивать «ненужный» материал и подбирать массу дополнительных заданий. Особенно это ощущается на финишной прямой перед сдачей экзамена.
- Придерживайтесь одной стратегии – не стоит менять одну линейку УМК на другую каждый учебный год. Конечно, хороший преподаватель всегда стремится к идеалу и жаждет выбрать лучшее, поэтому мы непременно интересуемся новинками от мировых печатных издательств, пробуем, тестируем, отметаем лишнее и вновь берем что-то новенькое. Но не забывайте, что стабильность – тоже залог успеха. Идти по одной линейке от уровня pre-A1 до В2 комфортно и вам, и ученикам, вы словно по ступенькам движетесь к вершине. Более того, если вы работаете в крупном учебном центре, важно учитывать, что ученик при переводе в другой филиал и в другую группу (в случае его переезда в другой район, например) должен обучаться по тому же учебнику, что и у вас.
И наконец, взвесив все «за» и «против», сделав свой выбор в пользу того или иного УМК, не поленитесь составить план на учебный год до того, как вы принесете эту книгу на урок.
Критериев в выборе учебника может быть много. Поделитесь своими идеями в комментариях.
Но не забывайте главного! Насколько бы хорош не был учебник, это всего лишь кисти и краски в руках художника, а картину уже напишите вы и ваши прекрасные, талантливые ученики.
Автор статьи: Ольга Полупанова, преподаватель английского и испанского языков в Школе Тип-Топ