Что такое «зубатовщина»? Слово это появилось в начале 20 века и подразумевает под собой систему легальных рабочих организаций, которые стали появляться в Российской империи в противовес оппозиционно настроенным группировкам. Название образовалось от фамилии Сергея Васильевича Зубатова, члена Департамента полиции и главного инициатора создания таких подконтрольных государству организаций. С помощью них он хотел отвлечь рабочих от политической борьбы. И ему это на какой-то момент даже удалось. Однако, как мы знаем, по итогу революционное движение взяло верх. Так что же было не так с идеями Зубатова?
Для введения «зубатовщины» были нужны объективные причины. И они нашлись. В первую очередь, влияло недовольство рабочих своим тяжелым положением. К тому же у многих из них был недостаточный уровень образования, так что в их голову легко ложилась пропаганда.
Зубатов, заняв должность в полицейском департаменте, сразу взялся за ликвидации революционных организаций. Ему удалось уничтожить, например, Московский рабочий союз. И вот в момент проводимых им допросов удалось выяснить, что многие рабочие попадали под влияние красноречивых революционеров, объяснявших, что решение всех проблем кроется в революционных преобразованиях. Зубатов, искренне веривший, что экономические вопросы можно решить и при монархическом строе, стал пытаться изменить мнения попадавших к нему рабочих.
Часть рабочих отнеслась с пониманием к идее Зубатова. Они стали создавать свои организации. Первая появилась в мае 1901 года, это было общество взаимопомощи работников механического производства. И уже к 1901–1902 годам эти образования парализовали пропаганду социал-демократов в Москве.
Благодаря многочисленным агентам, внедренным Зубатовым во все структуры, он мог держать под контролем всю рабочую жизнь Москвы. Организованный Совет принимал жалобы от рабочих и защищал их в случаях притеснений. Все это происходило при поддержке московской администрации.
По опыту Москвы рабочие организации стали создаваться и в Петербурге. Идею поддержали представители духовной интеллигенции, например, священник Георгий Гапон.
Однако противники Зубатова определяли его деятельность как «полицейский социализм». Социал-демократы считали лояльных власти рабочих провокаторами. Пропаганда заработало с утроенной силой, и рабочие массы стали постепенно отходить от участия в «зубатовских» организациях. В какой-то момент «зубатовским» рабочим не удалось даже найти профессоров для чтения лекций. Все дело было в социал-демократических газетах, где писали, что профессора, согласившиеся читать лекции, будут пригвождены к позорному столбу. В этот момент Зубатову пришлось обратиться к духовной интеллигенции.
Георгий Гапон получил предложение возглавить Общество, но тот отказался, потому что оно было слишком связано с полицией. И только после отставки Зубатова в 1903 году Гапон взял дело в свои руки, составил новый устав и повёл рабочих по другому пути.
Сам Зубатов после 1906 года политической деятельностью не занимался. Он дожил до марта 1917 года и застрелился, когда узнал об отречении Николая II.