* Окончание. Предыдущая часть ЗДЕСЬ
В ваших книгах есть тема прошлого, созвучная как раз сохранению традиций.
Вообще, преемственность – это же страшно интересное дело. Посмотреть, как и куда развиваются традиции.
Какая из ваших книг для вас лично самая-самая?
Как ни странно, из всех написанных мною книг больше всего мне достается за «Сад». За него мне прилетает так, как за все остальные книжки вместе взятые, не прилетало никогда…
Почему же?
Не знаю. Основная претензия читательниц к «Саду»: почему это не женщины Лазаря? Люди хотят продолжения. Люди всегда хотят продолжения про любовь…
В вашем «Саде» я вижу отсылки к чеховскому «Вишневому саду».
Там не только отсылки к «Вишневому саду». Там отсылки ко всей русской классической литературе сразу.
Вы это делали умышленно?
Разумеется. «Сад» – это абсолютно модернистский текст. В нем есть несколько слоев. И большинство любителей русской литературы улавливают эти слои мгновенно. Слышат голоса писателей и видят точки, где я с ними спорю. Это не стеб. Это переосмысление мною русской прозы.
И это абсолютно античеховская ситуация. У Чехова Лопахин купил вишневый сад и вырубил его. Чтобы построить на ней дачи, чтобы земля приносила прибыль, чтобы наступило будущее. Он вырубил чужое ради личной наживы и прогресса. В моем романе Туся, главная героиня, вырубает сад, который приносит ей большие деньги, ради конного завода – очевидно убыточной затеи. Она поступает так не ради прогресса. Это вандализм чистой воды. Туся уничтожила то, что было прогрессивным, ради своей дикой затеи. И это абсолютное стопроцентное переосмысление.
Главную героиню «Сада» хочется назвать злодейкой…
Многим читателям она нравится. Женщина так и должна поступать, добиваясь своей цели, считают они. И, кстати, Туся – не прототип, в отличие от Саши Ульянова, это абсолютно вымышленный образ. Во всех моих книгах все герои – вымысел чистой воды. Это моя принципиальная авторская позиция. Я просто очень люблю сочинять и легко придумываю им биографии и характеры.
А зачем в романе фигура Александра Ульянова?
Мне лично очень нравится Саша Ульянов как исторический персонаж. Почему мальчик с блестящими задатками большого ученого, из хорошей семьи, вдруг вляпался в терроризм? Возможно, произошла трагедия в личной жизни, и это была форма самоубийства. О чем говорили и следователи, и товарищи по несчастью… И в этом есть большая, интересная тайна. Никаких документов и внятных объяснений его поступку в архивах найти не удалось. Его просто казнили, и все!
Я заметила, что у вас в книгах нет ни одной героини, которая по определению может нравиться. Ни одна из них не обладает притягательными качествами или обаянием.
Ну, знаете, таких людей нет даже в жизни. Если начинать рассматривать любого человека со всех сторон, всегда найдутся изъяны. В каждом человеке намешано много всего. У всех время от времени бывает состояние, когда просыпаешься утром – и не хочешь открывать глаза, вспоминая мерзость, которую совершил накануне.
Рассказ про «Антуанетточку» читаешь, читаешь – и в конце думаешь: нет, ну должно же быть хоть что-то хорошее?..
В конце рассказа? Как и в жизни, итог один – смерть! В русской литературе вообще мало хорошего. Она вся основана на страдании. Счастье статично, тем неинтересно. Непривлекательно.
В рассказе «Где-то под Гроссето» героиня снова некрасива, несчастна, а так хочется красоты…
А мне не хочется! Знаете, я визуал по жизни. Я по-настоящему красивых людей, от которых глаз не оторвать, в жизни ни разу не видела. Все остальные более-менее некрасивые, если смотреть на них трезво. Что не мешает им быть хорошими и очаровательными. Я вообще люблю людей. Но чтобы нарочно радовать читателя? Ну уж нет! Знаете, я не для читателя пишу. Я пишу для себя. Даже если меня не будут публиковать, я буду писать по-прежнему. В этом как раз и заключается зона моей личной свободы. Я вообще очень удивляюсь, когда мне выдвигают какие-то требования. Почему я это не написала – или почему не так? Потому что я так хотела. Я не пишу на заказ.
Понравилось? Подпишись на наш канал! Начало беседы ЗДЕСЬ.
Вера Илюхина для "Лилит" (с)