14 подписчиков

Дурная кровь (2012)

У фильма "Дурная кровь" Джорджа Слейзера был довольно долгий путь к зрителю.

У фильма "Дурная кровь" Джорджа Слейзера был довольно долгий путь к зрителю. Из-за гибели Ривера Феникса, исполнявшего главную роль, съемки 1993 года не были завершены, а уже отснятый материал оказался у страховой компании. Спустя почти десять лет страховщики объявили о намерении уничтожить его, чтобы не платить за хранение, и режиссер просто выкрал почти 700 килограммов пленки. На этой основе в 2012 году он и смонтировал картину, закадровым голосом озвучив недостающие эпизоды. "Это стул на двух ножках. Я добавил с помощью монтажа и музыки третью опору, но четвертой — актера Ривера Феникса — ему всегда будет не хватать. Но этот стул сможет по крайней мере стоять".

Такой бэкграунд, конечно, придает происходящему на экране определенный флер трагичности и символичности (невозможно без слез смотреть эпизод, в котором герой Феникса вопрошает: "Я умру? Умру?"), а при просмотре остается только домысливать ряд сцен (зачастую основных для сюжета и раскрытия персонажей), то есть многое зависит напрямую от фантазии зрителя. Но о чем-то все равно можно судить все же более-менее объективно.

Почти также, как и в "Моем личном штате Айдахо", герой Феникса - отшельник Бой - персонаж со странностями. Но если фильме Ван Сента это вызывало грусть и жалость, то у Слейзера речь скорее о каком-то исступлении и одержимости, которые нередко граничат с безумием. При этом классическим маньяком Боя тоже назвать нельзя: в одной из так и неснятых сцен он говорит о конце света и скорой гибели человечества, но главная героиня "видит, что за его сумасшествием спрятана красота и его страсть к ней". Это непросто играть, но под впечатлением уже отсмотренного такие эпизоды представляются как если бы они были сняты и сыграны с максимальной отдачей.

(И это действительно очень важный момент. Нельзя предсказать, сыграл бы Ривер Феникс лучше, чем Ди Каприо, в "Дневнике баскетболиста" или "Полном затмении", и каким бы он был в "Интервью с вампиром" и других фильмах, в которых должен был появиться. Но конкретно в "Дурной крови" он очень хорош и органичен почти везде - поэтому нет причин думать, что неснятые эпизоды актер бы не осилил.)

То же самое, впрочем, можно сказать и про роли Джуди Дэвис и Джонатана Прайса. И если у Прайса просто не хватило экранного времени, чтобы раскрыть персонажа (хотя сцена охоты в пустыне чудо как хороша, не только визуально, но и по напряжению), Дэвис с какой-то невероятной пластичностью охватывает диапазон от стервозной алкоголички до романтичной героини, буквально в одном эпизоде умудряясь совмещать и испуг, и сострадание во взгляде.

Отдельно стоит сделать акцент на музыке, за счет которой зачастую и создается особое настроение в кадре, особенно когда визуальные средства ограничены. Саундтрек нельзя назвать аутентичным музыкальным тенденциям, которые имелись в кино на момент съемок в 1993 году (хотя часть мелодий, как я понимаю, была написана композитором Джеймсом Майклом Тейлором еще тогда). Но по признанию второго композитора, Флоренсии ди Консилио, которая делала музыку уже к окончательной версии фильма, это и не было целью: "Мне необходимо было быть очень острожной: фильм снимался 20 лет назад, и нельзя написать к нему суперсовременный саундтрек, музыка должна была быть вневременной".

Естественно, "Дурная кровь" могла получиться и проходной, и даже провальной картиной. Но этого уже никто никогда не узнает, поэтому вполне можно трактовать все недоговоренности и умолчания в пользу фильма. Тем более что в мировой культуре есть произведения, которые значимы именно в силу своей неоконченности: так, например, второй том "Мертвых душ" и "Тайна Эдвина Друда" известны гораздо больше, чем могли бы, имей они финал, а альбом The Beach Boys "Smile" стал легендарным именно потому что так и не был полноценно записан.

#рецензия на фильм #дурная кровь #ривер феникс