Продолжаю повествование о ритуале Седера Песах.
«Берах» (благословение) — наполняют третий из четырех бокалов вина и произносят застольную молитву, после чего вино выпивают.
«Халлел» (хвала) — после наполнения четвертого бокала вина произносят при открытой двери короткую молитву «Шефох», а затем специальную хвалебную молитву «Халлел». В конце седера пьют четвертый бокал вина, не забыв произнести благословения до и после питья. Сакральный напиток члены общины и женщины точно пили на Тайной Вечери.
Завершают седер приветственной фразой: «В следующем году в Иерусалиме». Но первохристиане уже находились в Святом Граде и таких слов, естественно, не произносили.
«Нирца» (удовлетворение) — после окончания правильно проведенного седера можно быть уверенным, что он одобрен Всевышним. Думается, участники праздника остались довольны — все, кроме Христа, который ожидал ареста, унижения и жуткой смерти, и Искариота, ушедшего с Вечери до ее окончания и в этот момент собиравшего отряд для захвата Учителя. Ведь не забудем: Петр назвал Иуду «вождем тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1:16).
Подробности Последнего Ужина, описанные в каноне, и по мнению современных экспертов, совпадают с некоторыми частями традиционного седера. Он начался благословением и обнесением всех присутствующих чашей вина (Лк.22:17). Другую чашу, обнесенную после вечери, отождествляют с чашей благословения — третьей в иудейской церемонии (1 Кор.10:16). Песнь, которую воспело святое общество перед уходом в Гефсиманский сад, считают второю частью великого аллилуия. То есть большинство библиеведов сошлись во мнении, что Христос не изобрел новый праздник, а только развил обряд, который уже существовал и должен был продолжаться...
Как же закончился вечер? «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания;
Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока не совершится в Царствии Божием» (Лк.22:14-16). Перевод не передает всей силы греческого подлинника: «страстно желал», а в арамейском оригинале вообще использовалось труднопереводимое выражение — «желая, желал», «вожделея, вожделел». Все присутствовавшие были поражены мощью этой страсти...
Апокрифические «Деяния Иоанна» сохранили еще кое-какие подробности Последнего Ужина. До того, как возлечь, Спаситель сказал Дюжине:
«Прежде чем буду Я предан, песнь Отцу воспоем...» И в круг велел нам стать. Когда же взялись мы за руки, Он, встав в середине круга, сказал: «Отвечайте: Аминь».
И воспел говоря: «Отче! Слава Тебе». Мы же ходили по кругу, отвечая: «Слава Тебе, Слово! — Аминь. Слава Тебе, Дух! — Аминь. Быть спасенным хочу и спасти! — Аминь. Быть ядущим хочу и ядомым! — Аминь. Буду играть на свирели, — пляшите! — Аминь. Плакать буду, — рыдайте! — Аминь.
...Пляшет в небе все, что есть! — Аминь. Кто не пляшет, не знает свершенья! — Аминь». И потом Он признался Двенадцати: «Пляшущий со Мною, смотри на себя — во Мне, и видя, что Я творю, молчи. В пляске познай, что страданием твоим человеческим хочу Я страдать. Кто Я узнаешь, когда отойду. Я не тот, кем кажусь».
Возможно, это выдумка. А, возможно, и нет. Ведь что-то же участники Тайной Вечери, не исключено, пели помимо псалмов.
В следующих выпусках речь пойдет о Евхаристии, одном из главнейших обрядов христианства, исполненном впервые именно в этот день.
А теперь по традиции послушаем часть 118-го псалма (он очень большой), который в Седер Песах пели Иисус и Его сотрапезники и который евреи исполняют на иврите и сейчас.
«1 Благодарите Господа за блага Его, за то, что на века
2 покровительство Его! Пусть скажет Израиль: „На
3 века покровительство Его!“ Пусть скажет дом Агарона: „На века покровительство Его!“ Пусть скажут боящиеся Господа: „На века покровительство
5 Его!“ Из теснин воззвал я к Господу, и ответил мне
6 Господь, даровав простор. Господь—за меня! Не страшно мне! Что может сделать мне человек?
7 Господь помогает мне! Я увижу [падение] врагов!
8 Лучше надеяться на Господа, чем полагаться на людей; лучше надеяться на Господа, чем полагаться на вельмож. Окружили меня все народы! Полагаясь на
11 Имя Господа, я сокрушу их! Окружили, обступили
12 меня! Полагаясь на Имя Господа, я сокрушу их! Облепили меня, словно пчелы, охватили, словно пламя терновник! Полагаясь на Имя Господа, я сокрушу
13 их! С силой толкнули меня, чтобы я упал, но Господь
14 помог мне. Бог—сила моя, и Ему песнь моя! Он
15 будет мне спасением! Шум пения и ликования в шатрах праведников — десница Господа дает победу!...»
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3257/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.
Юрий Пульвер
Продолжение следует