Найти тему
ПоУшиВКино

Прошлой ночью в Сохо: быть или казаться

Оглавление

“Last Night in Soho” 2021 года от режиссёра Эдгара Райта рассказывает историю Элоизы Тёрнер из провинциального Ред Рута в Корнуэлле. Она мечтает поступить в Лондонский колледж моды. Её мечта сбывается, она приезжает в большой город. Её жизнь меняется кардинально с момента приезда – из спокойной с музыкой 60-х, которую она так любит, и никто ей не говорит, что это устарело, к кипящей адской воронке с наглыми сокурсницами, алкоголем и мрачными тайнами.

Постер к фильму "Прошлой ночью в Сохо"
Постер к фильму "Прошлой ночью в Сохо"

Она знакомится с самоуверенной Йокастой, которая хочет, чтобы все знали её исключительно по имени, и со скромным Джоном, который по нраву схож с Элли.

***

Кино Эдгара Райта мне нравится скорее не за то, как он его снимает, а именно – кого. “Малыш на драйве” меня привлёк Энселом Элгортом, который помимо актёрской сцены покоряет и музыкальную – как DJ под именем Ansølo. Он мне понравился ещё со времён “Виноваты звёзды”, “Дивергента”, “Бумажных городов” и за то, что вытянул безнадёжную мертворожденную экранизацию “Щегла” из ямы своим симпатичным присутствием.

“Прошлой ночью в Сохо” мне не страшно было для себя открывать, потому что в этой ночи я увижу Аню Тейлор Джой. С ней я “познакомилась” впервые в сериале “Ход Королевы”, а потом – у Роберта Эггерса в “Ведьме” убедилась, что она действительно хороша. Она ещё есть в “Острых козырьках”, “Сплите” и “Опасном элементе”, но я её приметила через те два фильма. Примечательно то, что Аня Тейлор Джой стала по-настоящему популярной после “Ведьмы”, где её героиню звали Томасин. У Эдгара Райта в “Прошлой ночью в Сохо” главную роль сыграла актриса Томасин Маккензи. Это просто моё наблюдение, которое мне показалось занятным. Она ещё в начале своего пути, как Аня в 2015-ом.

Декоративные элементы, которые мне понравились в фильме

“Last Night in Soho” начинается с того, что Элоиза (Элли) танцует по дому в платье из газетных разворотов, которое спроектировала она сама. Фоном звучит песня 1964 года “A world without love” британского поп-дуэта “Peter&Gordon”. Эта песня сделала их знаменитыми на весь мир. И это не единственное упоминание музыки той эпохи, также в кадре появляются пластинки Cilla, The Kinks, звучат Petula Clark “Downtown”, The Walker Brothers “Land of1000 Dances”.

Одиль Дикс-Миро (Odile Dicks-Mireaux) придумала костюмы для действующих лиц в фильме. Она изучала стиль одежды того периода, потому сделала платье именно с такой пышной юбкой. Платье выглядит как газета. Более того, это настоящая газета Корнуэлла, откуда Элоиза Тёрнер родом по сюжету. Так что в платье выдержана правдивость в прямом смысле до последней буквы.
Одиль Дикс-Миро (Odile Dicks-Mireaux) придумала костюмы для действующих лиц в фильме. Она изучала стиль одежды того периода, потому сделала платье именно с такой пышной юбкой. Платье выглядит как газета. Более того, это настоящая газета Корнуэлла, откуда Элоиза Тёрнер родом по сюжету. Так что в платье выдержана правдивость в прямом смысле до последней буквы.

На двери её комнаты висит гирлянда в виде названия улицы Carnaby. Это громкое заявление об интересах главной героини – мода и свингующие 60е. Маленькая пешеходная улица в Лондоне была центром независимой моды в 1960-е годы: в 1957м там открылся первый бутик “His Clothes”. Журнал Time написал про Карнаби-стрит в 1966 году, что “…пожалуй, ничто так хорошо не иллюстрирует новый Лондон, как узкая Карнаби-стрит длиной в три квартала, забитая множеством бутиков, где девушки и парни покупают друг другу одежду”.

Стены украшены постерами классических фильмов – “Breakfast at Tiffany's” (1961) и мюзикла “Sweet Charity” (1969), кинодебюта от хореографа Боба Фосса.

Оба этих классических произведения так или иначе отразились в фильме Райта. Главная героиня мюзикла “Sweet Charity” работает танцовщицей в ночном клубе, тратит последние деньги – 427 долларов, и выступает в броских нарядах. “Сохо” цитирует Sweet Charity в номере, когда Санди (из видений Элли) танцует в образе заводной куклы, что явно намекает на то, что она попала под дурное влияние своего так называемого продюсера, а также сама Элли тратит свои последние 375 фунтов на винтажные наряды.

“Breakfast at Tiffany's”, я думаю, отвечает за стильность, которую почерпнули из вселенной Одри Хепбёрн, легкомысленность её Холли, которая обрушилась на Элли со стороны лондонских жительниц и сокурсниц.

У Йокасты, соседки Элоизы по комнате в общежитии, на столе на стопке модных журналов лежит книга Джейн Грин “Spellbound” (Очарованная). В США этот роман называется “Иметь и хранить” (To have and to hold). В этой книге главная героиня Элис. Она была неприметной лондонской девушкой, которая вышла замуж за богача Джо, в которого влюблена с детства. Позже выясняется, что Джо – настоящий бабник, на Элис он женился, потому что видел её как послушный "проект", который он мог бы превратить в идеальную трофейную жену. В этом он преуспел. Это ненавязчивое появление литературного образца популярной культуры также намекает на дальнейшие события, как именно будет складываться судьба главной героини.

В фильме есть упоминания модных брэндов Biba, Bouchra Jarrar и Lanvin, а также – знаменитой улицы в Лондоне Savile Row, святой святых английской моды. Первый магазин одежды под маркой Biba открылся в Лондоне в августе 1964 года. Про Lanvin пренебрежительно говорит соседка Элоизы, что её куртка от Bouchra Jarrar, до того, как та продалась французскому брэнду. Этим самым, возможно, они хотели подчеркнуть значимость английского стиля перед французским шиком. Особенно это видно, как чванливо Йокаста подчёркивает, где проходила стажировку: “В одном из ателье на Сэвил Роу”. Этим коротким монологом Йокаста окончательно даёт понять провинциальной Элли, что место здесь лихое для таких скромниц, как она, а потому нужно быть очень сильным или непринципиальным, чтобы не вернуться в свой Ред Рут.

Элоиза попадает в первом из своих снов в “Café de Paris”. Оно открылось в 1924 году, и впоследствии в нём выступали знаменитые музыканты, а однажды его посетил принц Уэльский. Потом и вовсе стал постоянным гостем, обедая здесь со знаменитостями из высшего европейского общества.

Что именно показано через эпоху, сны и Элоизу в фильме

Элли, будучи у себя в Ред Руте, грезила Лондоном. Ей мечталось перенестись в Лондон 60х, потому что она видела его центром мироздания. А пришла к тому, что это настоящий ад. Неспроста Джон приводит Элоизу на вечеринку в честь Хэллоуина в клуб “Inferno”, что буквально говорит о том, где именно они находятся. Адская эстетика в фильме поддерживается не только праздником всех святых и названием ночного клуба. Неоновый свет, который заливает комнату Элли и в некоторых сценах окрашивает лица действующих лиц, играет важную роль. Малиновый, похожий на кровь, цвет настораживает и сбивает с толку. Он усиливает ощущение сна, сюрреальности происходящего. Мысли скачут от уверенности, что всё понятно, до сомнений, что это только выдумка. Элоиза Тёрнер ведь выдумала не только идеальный центр мироздания, но и наделила несуществующими качествами тех, кто находится в нём (инспектор Линдси, например).

В своём первом сне она видит сияющую столицу её мира, она любуется афишей фильма “Шаровая молния” (Thunderball, 1965) с Шоном Коннери, заходит в “Café de Paris”. Себя она видит блондинкой в розовом струящемся платье. Она уверена в себе, все это чувствуют и их взгляды прикованы к Санди. Именно так её зовут во сне. Удача так просто приручилась, что хочется нырнуть ещё глубже. Забыть о реальности, особенно если сбывшаяся мечта так прекрасна.

Первый сон Элли
Первый сон Элли

Эдгар Райт показал мечту и её оборотную сторону. Он построил объяснение через сон и реальность. В английском языке слово “dream” означает и мечту, и сновидение. Райт сделал сон красивым, как мечта. Но также он сделал сон и страшным, когда его трудно отличить от помутившегося разума – то ли это человек сходит с ума, то ли это загадки усталого мозга.

Я не сразу поняла, почему режиссёр выбрал именно такую форму расследования преступления. Зачем он вписал свингующие 60е, к чему все эти яркие стилистические штрихи в виде песен, нарядов и фильмов того времени?

Скорее всего он решил создать как можно более конкретный портрет главной героини. Вот, знакомьтесь – Элоиза Тёрнер из провинции. Она обожает эпоху 60х – слушает музыку того времени, сама шьёт себе одежду. Она как независимый дизайнер, чьи магазины были так популярны на Карнаби-стрит, начиная с 1957 года. Она не видела “большого мира”, поэтому представляет его только по кино и песням. Она видит через них только красоту и стиль, которые, понимает, что может повторить, но по-своему. Она пропустила мимо внимания, что её тянет в мир потребителей-мужчин, которые хотят устроиться поудобнее. Они ищут такую, кто будет ему удобна, не станет мешать вести весёлый образ жизни. Но мышка-нарушка вопреки ему в какой-то момент находит выход из ловушки и показывает зубы. Хотя до откровения мужчина успевает превратить леди в шлюху, довести её до отчаяния. И, если ей удаётся выжить до старости, она всё равно сгорает в собственноручно подготовленном костре жутких воспоминаний.

Эдгар Райт показал опасность иллюзий, он проиллюстрировал, как неокрепшая провинциалка сталкивается с реальностью и столкновение с кризисом самоуверенности: до момента, когда то, что было делом жизни, вдруг причиняет боль.

Поскольку фильм переносится во времени в 1960-е годы, очевидно, что было потрачено огромное количество усилий на исследования для того, чтобы Сохо выглядел аутентично десятилетию. На самом деле всё началось с того, что Эдгар Райт слушал рассказы своих родителей об особенностях того периода. Затем он понял, что буквально одержим десятилетием, и стал дотошно изучать старые родительские коллекции пластинок, растворяясь во временном периоде через музыку. Как раз это объясняет саундтрек к фильму, так как “Last Night In Soho”полон треков свингующих 60-х. Дополнительно это объясняет и выбор эпохи. Так, Эдгар Райт показал своё личное увлечение в фильме. Но мне трудно понять, почему именно это время? Такая история могла приключиться и в средние века и в СССР даже. Я никак не могу отыскать достаточно веской причины, кроме декоративной и сентиментальной, для использования 60х.

Интересные факты о фильме “Last Night in Soho”

Эдгар Райт обычно сам пишет сценарии к своим фильмам. А для написания этого сценария он обратился за помощью к Кристи Уилсон-Кэрнс, автору сценария “1917” (одного из лучших фильмов о войне). Сценаристка сравнила сочинение фильма ужасов с процессом написания “1917”, так как, по её словам, "стиль обоих из них заключается в том, чтобы позволить вам проникнуть во внутренний мир персонажей".

Аня Тейлор Джой – поклонница Эдгара Райта. Она пробовалась на роль в "Малыш на драйве" (Baby Driver). Сама она не разглашает, какую именно роль она пробовала, скорее всего, Деборы. С другой стороны, ничего страшного, что тогда она уступила роль другой актрисе – Лили Джеймс, поскольку в "Прошлой ночи в Сохо" она получила роль Санди, одного из лучших персонажей фильма.

Первоначально фильм назывался Red Light Area ("Зона красных фонарей"), но режиссёр понял, что люди могли перепутать его с фильмом "Красные огни" (Red Lights) с Киллианом Мёрфи в главной роли. Затем Райту пришла в голову идея назвать его The Night Has A Thousand Eyes ("У ночи тысяча глаз"), но он узнал, что такой фильм уже есть. В итоге он остановился именно на “Last Night in Soho”.

***

The Night Has A Thousand Eyes (1948) – это нуар режиссёра Джона Фэрроу с элементами фэнтези

***

Last Night In Soho – это название песни 1968 года группы Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich. Эдгар Райт узнал это название из разговора с Квентином Тарантино. И это вдохновило его дать его новому фильму. Тем более, что съёмки проводились в Сохо.

***

Ну, так что

Фильм красив за счёт эстетики Лондона 60х, здесь хороша Аня Тейлор Джой, нет затянутых сцен – бойкий монтаж помогает держать внимание и позволяет не упускать деталей. Сам сюжет не особо интересный. Местами кажется, что жанр меняется не к месту, например, являющиеся духи мужчин смотрятся довольно нелепо. Особенно если учитывать, как фильм начинался – он намекал на стильный триллер, а далее стал похож на обычный фильм ужасов. Словно идея режиссёра о том, что он хочет видеть в итоге, менялась на съёмочной площадке.

С другой стороны, дурной сон не хочется видеть второй раз. Этот сон никто не заставит пересматривать.