Найти тему
Об аутизме изнутри

Впереди лето, или мысли о детском садике

Здравствуйте, уважаемые подписчики и читающие этот блог люди)

Порассуждайте вместе со мной)

Как я уже говорила, в пятницу у Захарки выпускной, после которого я не планирую водить детей в сад до осени - в Машином случае - и до школы уже - в случае с Захаркой. Сейчас поясню, почему.

Все прошлые годы летом мы в сад не ходили: 19-й год был очень болезненный, летом перевелись в коррекционную группу, в обычную почти не ходили ввиду частых болезней Захара. Маша в своих яслях болела едва ли меньше. Поскольку Захаркина корргруппа только формировалась, до сентября в сад не ходили. Лето 20-го года было пандемийное, там мы вообще с апреля никак дома засели - сначала по болезни, потом на карантине сидели, потом так и не вышли опять же до сентября. Прошлое лето после ветрянки тоже прошло без садика, но уже вполне осознанно в том отношении, что с конца мая наши спецы в отпуска ушли, а в смешанную большую группу я сына побоялась отдавать, да и мы уже ездили с другого района, летом решили отдохнуть. И вот снова скоро лето, и я опять хочу его провести без сада.

Как обычно сомневаюсь в верности своего решения, но попробую сама себе, наверное, больше доказать, что права.

Итак, что мы имеем. Захар в общем и целом стал жить сАдовой жизнью, не без своих нюансов, конечно, и не как дети в норме, но мне уж точно есть, с чем сравнивать. В этой связи не исключаю нескольких факторов, повлиявших на развитие ребенка: 1) безусловно, Захар вырос. Этот фактор не всегда положительно влияет на ту или иную ситуацию, но здесь это скорее плюс, чем минус; 2) Захар привык к тому же дневному сну и проведению в садике целого дня; 3) спасибо Депакину - я уже упоминала, что ночной сон наладился благодаря этому препарату и уменьшению эпиактивности. Предполагаю, что и поведение, и самочувствие сына в целом также более стабилизировались вследствие приема лекарства. Если аутизм не лечится, то коморбидности в лечении нуждаются; 4) работа с навыками и дефицитами Захара дает свои результаты.

Конечно, в саду Захар тренирует в том числе навыки, которые остаются за бортом у меня - те же танцы. Хотя мне бы поставить на галочку эту активность и внедрить ее на постоянку дома - почему нет? Маша очень любит отплясывать по поводу и без, вот и организовали бы брата за компанию.

Но если летом сады и правда похожи на санатории, то что выйдет из посещения сыном садика? - образовательной деятельности, включая те же физкультуру и музыку, не будет, и тихой такой сапой сын вообще разучится учиться. Я не шучу и не преувеличиваю. Думаю, родители и близкие люди детей с аутизмом (с любым набором дефицитов и проблем) меня поймут - если не заниматься практически каждый день, в скором времени придется начинать с абсолютного нуля - буквально с усаживания ребенка за стол.

В садике как раз не учат сидеть за столом - в садике учат выполнять задание. Там не учат учиться, там учат понимать, знать и выполнять. Если не будет и этого, сам повод сесть за стол у ребенка автоматом пропадает, следовательно, мама, давай заново. А это жуть, тем паче перед школой-то...

К сожалению, как бы я ни предлагала использовать в обучении и в бытовом плане с Захаром таймер или те же жетоны, от которых мы дома достаточно давно отошли, но сын их помнит и им "подчиняется", педагоги работали с Захаром как умели и считали нужным, как были обучены. Сын так и не научился сидеть на утреннем круге, заниматься в подгруппе, заниматься по первому требованию - особенно слабина в этом плане стала ощущаться в последние несколько месяцев ("он не хочет, он не садится, что ж его до слез доводить?" - нет, но и на него есть методы воздействия, от которых система за ненадобностью отказалась).

В этом плане за лето четкость занятий, следование расписанию и уменьшение нежелательного поведения мне предстоит подтянуть. Домашняя работа, бесспорно, не сравнится со школьными уроками, но и в школе я попробую быть услышана с тем же таймером, который ой как выручает - даже в поедании ненавистного супа или в раздевании после улицы.

Педагогов не виню, детей немало, режим достаточно жесткий, что-то менять и самим под эти перемены подстраиваться тяжело и неудобно. И немотивационно опять же. Как любит повторять Захар: "И так сойдет" (мультфильм есть про зайца Коську такой). Я и говорю - особо под Захара в группе никто не подстраивался, старались подстроить его под режим, но выходило как выходило, что-то лучше, что-то совсем нет. И от летних перетасованных групп, если честно, результативности я совсем не жду.

Может, я много на себя беру и переоцениваю свои силы, пользу от домашней работы с Захаром, но здесь все-таки я буду концентрироваться на том, что хромает, и стараться восполнить пробелы там, где это можно сделать.

Конечно, я не заменю Захару социальную часть - это да. Санаторий сам по себе сыну не во благо, по крайней мере на данном этапе развития Захара. Ни к чему расслаблять того, кто при малейшем послаблении идет "в отрыв". Режим должен быть, включая обязательные ежедневные занятия. Детское окружение, безусловно, в отсутствии сада будет меньше и каждый день новое, но придется все-таки им пожертвовать.

Мы добираемся до садика в среднем за час на автобусе и две остановки топаем пешком - в 7 утра не самое приятное и радостное дело. В физическом отношении мне-то параллельно, что называется, а дети ноют и сами нервничают, и мне на нервы действуют, чего уж греха таить. А услуги такси хорошо так кушают семейный бюджет - еще пару месяцев я просто не выдержу сама.

Что меня держало в садике с Захаром - это то, что там были как ежедневные режимные моменты, которым надо следовать - а это здОрово тренирует таких как мой, плюс программа и занятия с воспитателем типа оригами, лепка и прочее. Дефектолог направляла меня, в том числе, потому что даже обложившись пособиями с ног до головы, я в ее заданиях открывала порой то, чего не дала бы сыну ввиду собственной неосведомленности. А летом этого не будет.

К слову, в саду ведь не контролируют качество мытья рук - и я сейчас не о том, что ребенок плохо намылил, плохо намыл и ходит такой, с грязью между пальцами. Я о том, что тренировки навыка не происходит, а мне очень хочется его таки добить. Изо дня в день Захар дома учится мыть руки с мылом. В саду он, естественно, моет как душе его угодно - помочил пальчики под струйкой, и ладно. Во-первых, дома навык не сформирован полностью, во-вторых, естественно, не обобщен и не перенесен в сад. Мелочь, казалось бы, но представьте себе взрослого человека, умного, с аттестатами и дипломами, но абсолютно не умеющего мыть руки. Базовые навыки и умения, но к семи почти Захаркиным еще нуждаются в формировании.

Был вопрос по поводу наших занятий на постоянной основе дома, что именно мы делаем, если у Захара с чтением, письмом, счетом и представлениями о мире все неплохо. С последним, кстати, работать и работать - информация о мире настолько быстро вымывается из головенки сына, что только держись. Буквы, конечно, Захар не забудет, если не повторять их. Цифры тоже, а вот числовой луч и состав числа, помните, как мы эти темы жевали-жевали, потом все-таки Захар въехал, так вот - в воскресенье выяснили - забыто все. Вот Вам навык и распался без повторения. А сколько времени будем восстанавливать эти знания, не предскажу. С написанием букв та же история - то зеркалить начинает, то мягких знаков наставит перед йотированными гласными. И такого много в любой сфере - повтори рисунок, продолжи узор, имитация движений, чтение и понимание прочитанного - это ж вообще дремучий лес, это же почти пересказ... А еще я обратила внимание на то, что когда я читаю задание, Захар его слышит и понимает, когда же он сам читает, что надо сделать, сын висит. Пока не пойму, то ли речь о непонимании почитанного (и тогда это капец как нехорошо), то ли пока не свести чтение с делом - тогда будем сводить.

Выкинула, наверное, листок с примерами, которые надо было решить с помощью числового луча. Сын прыгать по лучу напрочь разучился. Может, оно в его возрасте и не надо, но обидно, что он умел и понимал, а теперь просто все развалилось. Ну, а это любимые рубли. И что больше, что меньше опять западает - ну никак Захар не разрешал тигренку покупать на его 15 рублей трубу за 14)))
Выкинула, наверное, листок с примерами, которые надо было решить с помощью числового луча. Сын прыгать по лучу напрочь разучился. Может, оно в его возрасте и не надо, но обидно, что он умел и понимал, а теперь просто все развалилось. Ну, а это любимые рубли. И что больше, что меньше опять западает - ну никак Захар не разрешал тигренку покупать на его 15 рублей трубу за 14)))

Больше всего на занятиях мы тренируем сами занятия) Это пресловутое умение прийти когда надо, сесть красиво, слушать и слышать, выполнять. Но главное - сидеть, не вскакивать, не кричать, не петь песни, не сосать фломастер, когда надо писать буквы. Мы тренируем навык умения учиться. А уж как учиться - да хоть на одни тройки, пока для меня качество выполнения заданий на втором месте, поскольку без умения элементарно сидеть и слушать не будет и выполнения заданий. И это далеко не гарантия того, что, умея заниматься дома, Захар рраз и сел учиться в школе как эталон. Там придется все это умение переносить в новую среду.

В саду получилось с переменным успехом. Там этому тоже, наверное, учат, но если индивидуально сын мог высидеть занятие с дефектологом и выполнить задания, специалист иногда хвалила Захара, то в группе - ну, не хочешь, иди играй тогда. Даже с тьютором такая позиция не изменилась.

А в отношении того, что я устану с детьми за эти три месяца, тут не поспоришь, конечно, но и не соглашусь полностью. Что-то в этом есть - мне интересно с детьми, люблю анализировать поведение, вопросы, рисунки обоих - каждый интересен по-своему. Маша, славу Богу, идет нормальным путем развития, она для меня как мини-гений, очень часто удивляет и радует, но и капризов ей не занимать. Губки надует, щечки как бульдожка опустит, насупится и пыхтит, как тот еж, которому молока не дали))) Разговоришь, разжуешь, в чем не права и в чем вообще проблема, все - через минуту уже гогочет)

А Захар - это вообще концентрат своеобразия и самобытности какой-то. Я попробую, наверное, видео снять, так лучше видно будет про калейдоскоп, который Захар сам сделал. Зуб даю, Вы бы до такого не додумались. Как и я)))

Да будут наши решения оправданы результатом!