Найти тему

Как помирить продажи и производство

Оглавление

Вот уже почти год я рассказываю про изменения в нашей команде. Но в основном я рассказываю про организационные моменты и не затрагиваю изменения в "производстве". Но и там у нас много чего происходит и меняется.

Всем привет! На связи Константин Никитин. Поехали!

SOS! Alarm!

В самой первой своей заметке я говорил, что Smart Consulting - это IT компания полного цикла разработки: от идеи до сопровождения готового продукта. И как и в других компаниях у нас есть разные команды, мы используем Scrum и Agile, какие то наши решения становятся флагманами, какие то идеи ждут своего часа. В общем, все как у всех.

Но также, как и в управленческом контуре, в производстве мы регулярно оказываемся в ситуации, когда надо что-то менять. Одна из таких ситуаций сложилась год назад и вот как всё было.

Первый звоночек, а вернее огромный колокол, который звонил в наши уши, - это люди, которые стали выгорать с бешеной скоростью. И это на фоне роста... роста заказчиков, работы, техдолга и запросов клиентов.

Когда мы копнули глубже, мы увидели, что дело совсем не в том, что у кого-то маленькая зарплата или чьи-то результаты не ценят. Проблема лежала в плоскости отношений. Отношений между теми, кто "делает" продукты, и теми, кто их продает.

Конечно же сначала мы пытались порешать все стандартными методами: денежная и неденежная мотивация, найм супер-крутых специалистов, встречи и разговоры. Но итог был один - люди выгорали, а техдолг копился. И тогда мы поняли, что пора делать что-то по-другому, по-смартократичному. Пора перестать клеить лейкопластыри на открытые переломы. Надо просто отказаться от того, что не работает, и построить новое.

Чтобы не изобретать велосипед мы обратились к существующему опыту. Посмотрев, что, кто и как делает в России и мире (преимущественно в мире), мы решили выбрать методологию SAFe ©.

SAFe© (Scaled Agile Framework) - гибкий фреймворк для разработки программного обеспечения, позволяющий использовать аgile-методологии в больших командах размером более 50 человек.
SAFe© (Scaled Agile Framework) - гибкий фреймворк для разработки программного обеспечения, позволяющий использовать аgile-методологии в больших командах размером более 50 человек.

Новая примерка

Итак, мы решили внедрить АБСОЛЮТНО новый фреймворк для производства, т.е. не немного изменить существующие процессы, а чуть больше, чем полностью их перекроить. Но проще сказать, чем сделать: процесс разработки завязан на заказчиках, контрактах, обязательствах, других командах в конце концов. Поэтому если просто прийти в команды и сказать: "Все ребят, завтра вы все делаете по-другому. Потому что я так сказал", - скорее всего ничего не получится.

И мы решили снова использовать инструмент "примерка", чтобы быстро посмотреть заходит или нет. И если что, откатиться назад без потерь.

И вот, в августе 2021 года мы взяли 80 ребят (а это примерно 45% всей нашей команды) и вывезли их загород на 2 дня, чтобы провести наше первое планирование по методологии фреймворка и составить план работ на ближайший "тестовый" период, который короче классического в 3 раза.

Планирование - процесс очень живой. Тут важно не только составить список задач внутри своей команды, но и учесть зависимости от других команд (и как другие команды зависят от тебя)
Планирование - процесс очень живой. Тут важно не только составить список задач внутри своей команды, но и учесть зависимости от других команд (и как другие команды зависят от тебя)

Никто не знал, что из этого получится. В отличие от примерки Самоорганизации, здесь у нас не было опытного наставника, который бы помог пройти этот путь. Здесь мы все делали сами, "по учебнику". Точнее, пытались сделать по методологии.

Волки и овцы

Одна из задач, которая стояла перед лидерами этого проекта - это показать "бизнесу", что такое разработка. Сделать разработку понятной и прозрачной для тех, кто не понимает "на айтишном". А техническому блоку понять как мыслят продавцы и "бизнес", как ведутся переговоры.

SAFe© хорош именно тем, что позволяет "помирить" 2 лагеря, показав каждому ценность и сложно работы другого. Вот реальный кейс с нашего первого выездного планирования, который очень многому нас научил.

Задача продуктовых команд на таком планировании - составить план работ на планируемый период (там своя методика, на которой я не буду останавливаться, но один из важнейших моментов - не взять задач больше, чем команда может вывезти физически). Задачи они себе "набирают" исходя из приоритетов, которые выставляет бизнес. Так вот, после того, как команды представили свои цели на планируемый период, "бизнес" подметил, что одна из команд не включила одну важную штуку ("фичу", как говорят айтишники) в свой план.

Чтобы это исправить и выполнить данные клиенту обещания, "бизнес" оперативно переиграл приоритеты, а команда внесла изменения в свой план.

В этой истории хорошо все, кроме того, что продуктовые команды завязаны друг на друге. И изменение рабочего плана одной тащит за собой изменения в планах другой (а то и нескольких других команд)....

"Все хорошо, но надо переделать!".
"Все хорошо, но надо переделать!".

Не буду утомлять вас техническими подробностями выбора, целями и задачами, которые стояли перед главным по тарелочкам лидером проекта. Все подробно это уже описал наш Chief Product Owner в своем личном блоге на одном специализированном ресурсе. Вот здесь вы можете прочитать про предпосылки и саму примерку более подробно. А вот здесь (для тех, кому интересна эта тема) можно почитать про то, как мы победили backlog.

В завершение хочу подчеркнуть, что коллаборация и коммуникация - это неотъемлемые качества успеха в уже наступившем мире. Поэтому все методологии, которые приживаются в командах и дают результат, как правило, содержат в себе и то, и другое. Это можно сказать и про Смартократию, и про SAFe.

Продолжайте общаться, продолжайте объединяться и увидимся с вами в изменившемся мире!