Найти в Дзене
Ксения Пи

Об упорстве в творчестве

Привет! В эфире рубрика #ТворческаяСреда и сегодня я в гостях у Лены Мали, художницы, арт-терапевта и мак-терапевта. Лена, расскажи, как ты пришла к тому, что начала писать картины? Помню, мы с тобой познакомились как со специалистом и профессионалом совсем в другой сфере деятельности. Лена: Я просто никому не говорила, что я рисую, но я рисовала всегда. Однажды я разговаривала по скайпу с подругой из Дюссельдорфа и она спросила, что за картина висит у меня за спиной. Я ей ответила, что это моя работа. Для неё тоже был сюрприз, что я рисую. Видимо в тот момент я никому не хотела показывать свои картины. Подруга спросила меня, хочу ли я узнать мнение профессионала о своих рисунках. Конечно мне было интересно. Я отправила письмо со всеми своими работами одному столичному искусствоведу, это был примерно 2010-2012 год. Отправила в надежде, что мне никто не ответит, было страшно! Но через какое-то время пришел ответ. Он начинался со слов «деточка, да вы талантливы!» и далее на трех страница

Привет! В эфире рубрика #ТворческаяСреда и сегодня я в гостях у Лены Мали, художницы, арт-терапевта и мак-терапевта.

Лена Мали, художница, арт-терапевт, мак-терапевт, сексолог
Лена Мали, художница, арт-терапевт, мак-терапевт, сексолог

Лена, расскажи, как ты пришла к тому, что начала писать картины? Помню, мы с тобой познакомились как со специалистом и профессионалом совсем в другой сфере деятельности.

Лена: Я просто никому не говорила, что я рисую, но я рисовала всегда. Однажды я разговаривала по скайпу с подругой из Дюссельдорфа и она спросила, что за картина висит у меня за спиной. Я ей ответила, что это моя работа. Для неё тоже был сюрприз, что я рисую. Видимо в тот момент я никому не хотела показывать свои картины. Подруга спросила меня, хочу ли я узнать мнение профессионала о своих рисунках. Конечно мне было интересно. Я отправила письмо со всеми своими работами одному столичному искусствоведу, это был примерно 2010-2012 год. Отправила в надежде, что мне никто не ответит, было страшно! Но через какое-то время пришел ответ. Он начинался со слов «деточка, да вы талантливы!» и далее на трех страницах были рекомендации, над чем мне стоит поработать.

работа Лены в интерьере
работа Лены в интерьере

Но тем не менее, ключевой была первая фраза!

Лена: Да! Меня это очень зарядило. Мы с ней созвонились и договорились, что я стану ее ученицей. Изначально она мне сказала: «да, потенциал есть. Но, знаешь, должны сложиться несколько факторов - талант + желание + возможности. Когда все эти три составляющих складываются, у человека всё получается. Человек может быть талантлив, но не иметь возможностей или желания, и тогда результата не будет. Ты чего хочешь?». Я ответила, что мне просто нравится рисовать, я от этого кайфую и я прям вижу картинку где я рисую, как я рисую, как я выгляжу и где я живу примерно через 10 лет. И так она меня взяла в ученицы. Мне посчастливилось рисовать под ее руководством около года. Я тренировалась не классической живописи, а чувствованию эмоций, передаче образов. В самом начале она меня отправила в лес, чтобы в очертаниях деревьев я увидела людей. Первые три дня я ей писала: я ничего не вижу! Там никого нет!!! И через неделю я вдруг увидела. Там были люди, люди, люди, лица… Иногда я рисовала по тысяче эскизов в день, чтобы рисунок стал интуитивным. В тот период я почувствовала, что в меня кто-то поверил. И дальше понеслось.

...должны сложиться несколько факторов - талант + желание + возможности. Когда все эти три составляющих складываются, у человека всё получается...
-3
-4

Понеслось очень хорошо и были даже выставки.

Лена: В Уфе у меня была только одна персональная выставка. Так получилось, что начала я с заграницы, это были коллективные выставки. Первая была в Италии, затем - в Японии, Франции. Потом были аукционы. Сейчас я понимаю: вот это у меня были амбиции – начать с глобального! Но получается, чем выше ты прыгаешь вначале, тем легче тебе становится потом. Потому что есть внутренняя самоуверенность и тебе уже ничего не страшно.

-5

Как ты преодолеваешь страх чистого листа? Что для тебя служит вдохновением? Где ты ищешь идеи?

Лена: Вдохновение может прийти где угодно. Иногда разговор с человеком вдохновляет, или прогулка в теплый день. Я могу просто идти и вдруг понять – я хочу нарисовать вот это! Кстати, я всегда говорю «нарисовать», а не «писать». Мне так больше нравится. И хотя я часто слышу, что картины пишут, всегда отвечаю на эту фразу: ну вы – пишите, а я рисую!

-6

Что ты используешь для эскизов?

Лена: Скетчбуки, и, если вдруг ничего нет под рукой, просто делаю набросок в телефоне в заметках. Что касается страха чистого листа, я с ним столкнулась в самом начале своего пути. Я писала своему учителю, что не понимаю, что мне нарисовать. Она отвечала мне, что в этом и есть отличие хобби от профессиональной деятельности: по желанию ты рисуешь раз в год, раз в месяц или раз в день; а когда ты становишься профессионалом – ты делаешь не всегда по желанию, ты садишься, и процесс должен произойти. Тогда я научилась садиться и взаимодействовать с холстом: трогать его руками, почувствовать его текстуру, поводить по нему сухой кистью. Нужно начать взаимодействовать. Самый большой страх – это, наверное, критика. Когда ты сам себе говоришь «я не смогу, у меня не получится».

О да, это самый частый страх, который я вижу у людей, желающих что-то начать.

Лена: Как психолог и арт-терапевт, могу сказать, что это – не убеждения самого человека. Это чьи-то убеждения! И если человеку действительно интересно, он всё-таки приходит в творчество. Я провожу индивидуальные уроки по арт-терапии и спонтанной живописи. И мы делаем небольшое упражнение в самом начале, чтобы отключить внутреннего критика. И в итоге через пару дней человек даже не верит, что работу нарисовал он!

Получается, творческое начало есть в каждом из нас.

Лена: Да, все умеют рисовать. Я вообще очень люблю детские рисунки. В них очень много эмоций и ощущений. А потом уже начинаются комментарии родителей, что что-то не так нарисовано… но я могу допустить критику только от профессионалов. Когда же обычный человек говорит, что колесо должно быть круглым, то у меня возникает вопрос «а почему это?». На рисунке оно может быть каким угодно. Это же внутреннее ощущение. Спонтанная и абстрактная живопись, с которой я работаю, она как раз про чувства и эмоции.

-7

Интересно, а насколько совпадает то, что ты вкладываешь в картину, с тем как воспринимают её люди.

Лена: Бывает по-разному. Я часто делаю у себя на странице опросы «как назовём картину», и люди, которые давно знают меня, часто считывают, что я имела в виду – эмоции, ощущения, образ. Это интересно! Но и те, кто не знаком со мной, но при этом сам высокочувствительный,  понимают эмоцию, которую за заложила в свою работу. А вообще я считаю, что в абстрактном творчестве важен любой отклик. Позитивный и негативный.  Абстракция никогда не оставляет человека равнодушным.

Я помню, как на меня произвела впечатление первая мною увиденная картина абстракциониста. Это было сильное впечатление! Вблизи были просто объемные мазки, но когда отходишь подальше…

Лена: Поэтому искусствоведы и критики говорят так про абстрактные работы: постарайтесь не думать, глядя на картину, просто смотрите и чувствуйте, какие эмоции у вас вызывает цвет, форма. Однажды мы с другом, далеким от искусства, были в стамбульском музее. Там перед абстрактными полотнами можно было даже на полу посидеть. И вот мой друг сел и я его не могла 20 минут от одной работы увести.

в процессе профессиональной съемки картины в интерьере
в процессе профессиональной съемки картины в интерьере

Сколько времени ты посвящаешь своим работам? Как происходит настройка? Есть какие-то ритуалы?

Лена: Вообще я стараюсь рисовать каждый день. Помимо работ, которые я делаю на заказ, я очень люблю рисовать силуэты, особенно женские. Эти наброски делаются очень быстро, 3-5 минут. И классная практика начать делать такие наброски сидя перед зеркалом, глядя на себя. Как арт-терапевт могу заметить, что человек всегда рисует себя, не важно какие это работы. Сидя перед зеркалом и рисуя себя можно заметить свои настоящие эмоции: ты можешь улыбаться отражению, но на рисунке быть другим. Если рисовать себя с небольшими перерывами, то можно даже заметить, как меняется настроение. Это хорошая практика принятия себя!

Когда я была на обучении в Копенгагене, я впервые столкнулась с рисованием с натуры на время. Вначале на каждую позу было 3 минуты, потом дошло до 30 секунд. Это круто отключает мозг, ты не думаешь, что и как ты будешь рисовать, ты просто берешь и делаешь. Тогда я поняла, как классно иногда отключить мышление, и тогда появляется живость и уверенность.

Самое главное практика.

Лена: Как в любом виде деятельности. И эксперименты очень важны. С краской, со смешиванием, с фактурами. Не надо бояться испортить холст.

Как ты преодолела такую мысль «кому это вообще надо?». Я имею в виду написание картин.

Лена: А почему это должно быть кому-то надо? Во-первых, это может быть нужно лично мне, потому что я просто рисую для себя. А во-вторых, какая-то внутренняя уверенность может и должна двигать рисовать, потому что «неужели никто это не увидит?».

Я начала рисовать уже довольно-таки в зрелом возрасте. Думаю, зрелый человек сначала отрисовывает свои внутренние переживание и страхи, и работы чаще всего имеют меланхоличный подтекст. Так было со мной. А потом я поняла, что все мои грустные идеи закончились, а как рисовать позитивные – я не знала. В тот период я поехала на обучение в Испанию и занималась в мастерской у художника, который мне сказал: «Лена, но позитивные эмоции – они же гораздо ярче! В них гораздо больше удовольствия! Почему ты хочешь рисовать тлен???» Я ответила, что не знаю, как рисовать радость. А он сказал, что надо просто представить, где твоя радость находится (в голове, в душе) и как она выглядит. Мы тогда работали с образами. Раньше у меня были довольно тяжелые цвета в работах, а сейчас у меня период сумасшедшего розового, голубого, желтого.

-9

А что ты делаешь со своими эскизами?

Лена: Некоторые эскизы я продаю. В прошлом году я иллюстрировала книгу и вдохновлялась своими ранними эскизами. По эскизам можно даже проследить развитие и рост. Я считаю нужно всё сохранять. Иногда самые первые работы бывают очень настроенческими, в них вся боль и все запреты, которые выплескивались в рисунки.

-10

Что для тебя творческая среда. Как ты её формируешь?

Лена: Сейчас у меня своя мастерская. Недавно в архивах сторис я увидела свой пост 4-5летней давности, где я пишу, что пока у меня простенький непрофессиональный мольберт, а мне так хочется свою большую студию, где буду рисовать... И вот утром я захожу в свою мастерскую и думаю «у меня есть всё!» Есть большой стол, огромный мольберт, всё в красках, сплошной хаос, но мне там комфортно!

Как не бросить рисовать, будучи ребенком. И как начать рисовать взрослому?

Лена: Здесь, наверное, напутствие должно быть для родителей. Родители часто пытаются дать раскраски детям. А им это не интересно! И так же важно не вмешиваться в процесс. Правило «я - художник, я так вижу» - работает для всех. Не нужно говорить ребенку, КАК надо рисовать. И как только родителю захотелось внести какие-то корректировки, следует пойти и порисовать самому, а к ребенку не надо лезть.

У меня есть много друзей, которые в детстве рисовали комиксы. И они такие классные, когда я их листаю, мне хочется их издать! Но когда я предлагаю «давай сделаем книжку!», мне обычно отвечают «да ну, там какая-то ерунда нарисована…». То есть человека кто-то когда-то остановил.

Так что, если вы однажды бросили рисовать, а теперь хочется снова к этому вернуться, нужно никого не слушать, садиться и рисовать, пробовать снова и снова.

Итак, у нас ключевые правила – это, во-первых, нет никаких правил в плане формы, материала и цвета; во-вторых, упорство плюс эскизы, эскизы, эскизы.

Лена: И нужно понимать, что талант есть у всех! Через рисование можно раскрыть свои скрытые таланты, не связанные непосредственно с рисованием.

Рисуем много, часто, от души и с удовольствием!

Лена Мали в сети:

https://instagram.com/lenamali.art

https://instagram.com/lena__mali