Под словом «храм» в Православной Церкви подразумевается особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему.
Православные храмы строились по-разному, но при этом символически всегда соответствовали церковному вероучению. Каждая деталь имела глубокий смысл и значение. Встречаются на Руси храмы в виде креста – символ спасения, круга – символ вечности.
Чаще всего встречается трехчастное строение, где храм разделяется на алтарь, собственно храм (или четверик) и притвор (или трапезная)
СОБСТВЕННО ХРАМ, т.е. средняя его часть, часть храма символизирует собой наш, человеческий, земной мир, но уже осиянный нетварным божественным светом. Здесь из-под купола ниспадает большой многоярусный светильник – паникадило (реже -одиночный обруч, увенчанный свечами или лампадами – хорос).
В центре средней части храма размещается аналой – высокая тумба с покатым верхом. На нем находится икона с изображением Святого или какого-либо священного события, которое вспоминает Церковь в этот день.
В храме располагается канун – прямоугольный панихидный столик со свечами и Распятием, место поминовения усопших.
Ковчег с мощами и особо почитаемые иконы, как правило, находятся на видном месте – у иконостаса или у солеи. Часто они помещены в красивые киоты.
АЛТАРНАЯ ЧАСТЬ ХРАМА обязательно обращена на восток и всегда выше средней части храма на одну или несколько ступеней (рис. 2). Это важнейшая часть храма, святое место, поэтому в него разрешается входить только священникам и клирикам храма. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а сам храм – землю.
Святой Престол находится в середине алтаря, напротив Царских врат. В престол или под него вкладываются мощи святых или их частица в ковчежце в память об обычае причащения на гробах мучеников. Прикасаться к престолу может только священнослужитель.
Жертвенником называется второй стол в северной части алтаря, слева от Престола. На нем совершается первая часть Божественной литургии, называемая проскомидией (от греч. «приношение»). Жертвенник, так же, как и престол, является местом святым, и прикасаться к нему могут только служители церкви.
Горнее место – это пространство между престолом и восточной стеной алтаря. Здесь во время архиерейской службы ставиться кресло, на котором может восседать только архиепископ. Над горним местом находится запрестольная икона.
Перед алтарем вдоль иконостаса имеется возвышение – солея. Таким образом, алтарь не заканчивается иконостасом, а частично выходит из-под него в собственно храм.
Средина солеи - полукруглый выступ перед Царскими вратами - называется амвон. С амвона проповедует священник, на нем происходит Таинство Причащения.
ИКОНОСТАС – это стена с установленными на ней в особом порядке иконами (рис. 3). В высоту она обычно не доходит до потолка и, как правило, имеет ярусное строение. Нас, как церковных флористов, интересует, прежде всего, нижний ряд. Он носит название «местный» и содержит всегда самые большие иконы. В центре каждого предела находятся Царские врата с иконами Благовещенья и четырех евангелистов.
Справа от Царских врат – икона Спасителя, слева – образ Пресвятой Богородицы. Правее иконы Спасителя находится храмовая икона святого или праздника, во имя которого освящена церковь. Северные и южные врата служат для входа в алтарь во внеслужебное время.
В небольших храмах некоторые ряды на иконостасе могут отсутствовать
ЧТО МОЖНО УКРАШАТЬ В ХРАМЕ
Приходя на праздничное богослужение, мы часто видим букеты цветов и композиции, расставленные по всему храму.
Их количество, безусловно, это зависит и от иерархии праздника, и от финансовых возможностей прихода. Так что же все-таки принято украшать в храме?
В первую очередь цветы ставят к иконе праздника, которая располагается на аналое, находящимся в центре каждого храма. Посмотрев на эту икону, даже не воцерковленный человек сможет понять, память какого святого или какое важное событие празднует Церковь в настоящий день.
Несколько раз в году на центральном аналое возлагают выносной Крест или устанавливают вместо него Голгофу или гробницу для Плащаницы Спасителя или Пресвятой Богородицы. Крест и Плащаницы всегда украшаются с особым вниманием и усердием.
В алтаре чаще всего цветы устанавливают рядом со святым Престолом. Для этого используют аккуратные компактные букеты или композиции. Их не ставят на сам Престол, а располагают рядом с семисвечником на специальных устойчивых подставках. Так же можно оформить архиерейское кресло, запрестольную икону, орлец (специальный круглый коврик с изображением орла) – элемент православного богослужения епископским чином.
Если в храме есть рака или ковчег со святыми мощами, то они тоже убираются цветами на все значимые церковные праздники.
По возможности, оформляются особо чтимые храмовые иконы.
Очень красиво смотрится, когда цветочное украшение обрамляет Царские врата. Чаще всего это бывают гирлянды сверху или подвесные композиции по бокам от них. Если храм большой, и размеры солеи позволяют, то у Царских врат устанавливают высокие букеты на подставках или церковных подсвечниках.
Если солея отделена от собственно храма ограждением (балюстрадой), то перилла тоже можно оформить цветочными гирляндами.
В некоторых храмах к особо значимым праздникам украшают паникадило. Как правило, пышными гирляндами или подвесными композициями в форме яйца или шара (символа торжества Православия на земле).
Помимо вышеперечисленного, на Двунадесятые праздники принято украшать свечи – главную выносную и дьяконские, а также трисвечник на Пасху, дикирий и трикирий к архиерейской службе.
На такие праздники, как Троица и Вход Господень в Иерусалим традиционно делают небольшие букетики в руки священнослужителям. С этими цветами батюшки выходят из алтаря в некоторые ключевые моменты службы.
На Троицу украшают столик для коленопреклоненных молитв.
Все моменты украшения согласовываются с настоятелем храма. Для работы в Алтаре и на Солее берется отдельное благословение.