Найти в Дзене
Ходили в кино

Делает ли смерть Автора великим его произведение?!

в 20 веке теоретик искусства ролан барт по-новому взглянул на сущность персоны стоящей за печатной машины/кинокамерой/холстом и предложил так называемую концепцию "смерти автора".

суть концепции "смерти автора" заключается в идее отдельного существования текста, в его независимости от личности автора. по барту, после рождения текста его автор «умирает», а текст начинает жить своей жизнью в сознании каждого отдельного читателя.

то есть в последовательности автор-текст-читатель главная роль отводится читателю, так как именно благодаря ему текст «оживляется». эта концепция отводит на нет такие вопросы, как «что хотел сказать автор», «в чем главная идея произведения» и т. п., потому что читатель имеет дело с текстом, а не с автором. отныне читатель волен интерпретировать любое произведение так, как ему заблагорассудится.

Ролан Барт
Ролан Барт

но бывает ли, что физическая смерть делает автора гением, а его труд великим?

в феврале 2018 года на берлинале во внеконкурсной программе был показан дебютный фильм китайского режиссера ху бо "слон сидит спокойно".

в берлинской фестивальной программе под названием "форум" участвуют перспективные дебюты молодых режиссеров, фильмы длинные и короткие, обычный хронометраж там не в почете, и фильмы, снятые за пределами Европы.

аж трёх-с-половиночасовой «слон» идеально вписался в эти рамки и тут же из него выпал: в отношении ху бо слово «перспективный» горькая ирония — состоявшийся писатель и начинающий режиссер, он покончил с собой еще до премьеры фильма в возрасте 29 лет, по слухам, из-за конфликта с продюсером. но судя по его первому (и последнему) фильму, конфликт у режиссера был с самой жизнью.

некоторые художники, только окончив работу, предают ее забвению, увлекаясь чем-то новым, новой работой. немецкий философ отто вайнингер считал, что кульминацией его жизни должно стать ритуальное самоубийство во славу концепта о доминации исключительного над всем заурядным. посвятив этой идее свой единственный труд, он покончил с собой на месте смерти бетховена.

-2

"...Он все время спешил. Может быть, он знал, что у него мало времени. Он жег свою свечу с обеих сторон. Он хотел все и сразу. Он не мог принять мир, а мир не смог принять его. И хотя его нет больше с нами, его фильмы останутся навсегда..."

*слова друга ху бо белла тарр

смерть ху бо стало последним аргументом в споре с продюсером, желавшим сократить фильм до двух часов, в сети всплыли переписки режиссера и продюссера, в котором второй грубо критиковал первого и советовал ему обратиться к психологу.

после самоубийства ху цяна, все понимали что выход любой другой версии фильма, кроме режиссерской, будет вторым самоубийством, но уже продюсера.

ху бо защитил свое творение, пусть и ценой своей жизни.

но перечеркнем всё, что писал ролан барт в своем эссе "смерть автора". искусство не забывает тех, кто их собственно и создаёт.

ху бо мертв, но его истинное творение живо и будет жить, а значит будет жить и автор, его мысли и позиции.