Найти в Дзене
Hi-Fi Audio & Sound

Сравнение магнитных лент.

Всем доброго времени суток. В последнее время, вслед за винилом, постепенно начинает оживать формат Reel-to-reel, ну или катушечные магнитофоны. Надо отметить, окончательно данный формат никогда и не умирал, и существовал где-то в какой-то очень маленькой параллельной вселенной. И вот сейчас он стал всё активнее выходить в общее музыкальное пространство. Я всегда воспринимал катушечные магнитофоны как наиболее качественный музыкальный формат, как ранее в 80-е/90-е, так тем более и сейчас, и всегда питал к ним слабость. Однако, в настоящее время в силу достаточно больших материальных вложений и достаточно большой ограниченности предложений как по аппаратуре, так и по музыкальному материалу, не думаю, что он таки станет достаточно массовым как винил. Не думаю, что многие смогут себе позволить выкладывать по 25-40 тыс.руб. за качественные официальные копии с мастеров на километровках и 38-й скорости. Тогда где брать муз.материал? Писать самому? Откуда, да и зачем, если за ленту (даже 550м
Б
Б

Всем доброго времени суток.

В последнее время, вслед за винилом, постепенно начинает оживать формат Reel-to-reel, ну или катушечные магнитофоны. Надо отметить, окончательно данный формат никогда и не умирал, и существовал где-то в какой-то очень маленькой параллельной вселенной. И вот сейчас он стал всё активнее выходить в общее музыкальное пространство. Я всегда воспринимал катушечные магнитофоны как наиболее качественный музыкальный формат, как ранее в 80-е/90-е, так тем более и сейчас, и всегда питал к ним слабость. Однако, в настоящее время в силу достаточно больших материальных вложений и достаточно большой ограниченности предложений как по аппаратуре, так и по музыкальному материалу, не думаю, что он таки станет достаточно массовым как винил. Не думаю, что многие смогут себе позволить выкладывать по 25-40 тыс.руб. за качественные официальные копии с мастеров на километровках и 38-й скорости. Тогда где брать муз.материал? Писать самому? Откуда, да и зачем, если за ленту (даже 550м) просят 2-5 тыс.руб., а новый винил обойдётся в 2-3 тыс.руб. Однако для себя я всё-таки нашёл несколько причин в оправдание: во-первых: если брать исходником качественный цифровой материал (FLAC/Hi-Res), то лента очень неплохо сглаживает ту самую цифровую резкость звука при сохранении отменного качества, во-вторых: если поискать на вторичке, то можно найти вполне качественные ленты по вполне приемлемой цене (о чём речь пойдёт ниже), в-третьих: понятно, что на ленту неплохо делать сборки понравившихся вещей с нескольких альбомов исполнителя, ну и в-последних: ВРАЩАЮЩИЕСЯ КАТУШКИ (!), визуальное восприятие музыки на катушках ни с чем не сравнимо (даже винил).

-2

В сегодняшнем обзоре хотел бы затронуть тему магнитной ленты для этих самых катушечных дек и высказать свои наблюдения по качеству различных лент которые мне встречались и которые я использую. Сразу хочется предупредить: это справедливо для моего аппарата и его настроек, и может частично отличаться на другом железе.

Мой стенд: источник - сетевой медиаплеер Popcorn Hour C-200, катушечная дека - Tascam 33-2 (CCIR, 250nWb/m), запись - 2 дороги на всю ширину, скорость 19,05 см/с на ленту 550м и 38 см/с на ленту 1100м, файлы FLAC/Hi-Res (иногда MP3-320) писались напрямую.

-3

-4

Выстрою обзор в порядке убывания удовлетворённости результатом записей на данные ленты.

- RTM (или RMG) LPR90

-5

Фаворит из всего имеющегося у меня - новодельная лента RTM (или RMG) LPR90 1100м. Лента чуть потолще (37мкр против 35мкр) и чуть более стойкая, по сравнению с аналогичной LPR35 при близком ценнике. На 38-й скорости пишет 1 в 1, стирается и прописывается отлично. Смело можно сказать - эталон. На 19-й скорости не писал, т.к. 550-метровых в хозяйстве нет. Шлифованная, понятно что вопрос об осыпании поднимать глупо. Ценники в европах конечно кусачие (550м/1100м NAB сердечник/1100м на пластике/1100м на металлической катушке): $35/$50/$59/$90, и это без учёта доставки (которая сейчас невозможна), а у нас ещё выше.

Теперь перейдём к 550-ти метровым. Данные ленты у меня присутствуют в основном б/у, брались как новые запечатанные, так и писанные.

- 3M Scotch 212

-6

Здесь лидером, из всего, что имеется у меня, поставлю 3M Scotch 212 (35мкр, 550м). Не сыплется, не мажется, прописывается и стирается отлично, тихая в плане фонового шума, по частотке пишет очень ровно, есть небольшая потеря на самых высоких частотах (что даёт чуть меньшую "воздушность" звука в сравнении с эталонной LPR90), однако могу предположить, что это результат более низкой (19,05) скорости записи. Подвернулась в пределах 650р., взял на пробу и вот такой отличный результат. Браво!

- BASF DP26

-7

Следующей по убыванию поставил бы BASF DP26 (26мкр, 730м). Данная лента тоньше стандарта: плюс - намотка больше, минус - не для всякого лентопротяга годится (необходимо бережное обращение). Ленту брал новую, запечатанную. Плюсы и минусы: (-) хоть и была новой, но немного оставляет сухую пыль (т.е. чуть сыплется), (+) тихая по шуму, частотку пишет ровно, небольшой завал на высоких (где-то после 12-15 кГц), но звук получается всё равно красивый и сочный (Norah Jones и Jim Hall звучат просто отлично). Ценник был где-то в районе 1300р. Лента нравится.

- MAXELL LN35-90

-8

Далее идёт MAXELL LN35-90 (35мкр, 550м). Хороший добротный японский Макселл. Говорят, что очень устойчив во времени (посмотрим). Не сыплется, не мажется, качество ракордов и склеек на высоте, прописывается и стирается отлично, очень тихая, по частотке пишет ровно, есть небольшая потеря на высоких частотах. Как ни странно, но при всех плюсах по сравнению с предыдущей BASF DP26, по звуку понравилась чуть меньше: какой-то звук чуть менее естественный. По деньгам одна из самых дорогих - 2000р.

- TDK SD 150-7

-9

TDK SD 150-7 (35мкр, 550м). Японец, с качеством полный порядок: тихая, не сыплется, не мажется, ракорды качественные, однако склейку с ним пришлось обновить. По звуку ещё чуть хуже предыдущих: небольшой подъём на низах, также небольшой завал по верхам, но в принципе всё вполне в норме. Ценник не самый низкий: 1700р.-2000р.

- ORWO Type 114

-10

ORWO Type 114 (35мкр, 540м). На мой взгляд, одна из лучших лент стран соцлагеря, лучше только профессиональная ORWO 106. Возможно (даже почти уверен) это результат сотрудничества восточногерманской ORWO с западногерманской BASF. Соответственно плюсы и минусы как и у вышеуказанного BASF: (-) немного оставляет сухую пыль (т.е. чуть сыплется), в отличии от западногерманца присутствует очень слабое фоновое шипение ленты, (+) частотку пишет ровно, небольшой завал на высоких, но он чуть раньше начинается и плавно увеличивается далее (10 кГц -1дБ, 15 кГц -2дБ). Данный завал на высоких частотах, как и в случае с BASF, картину звука не сильно портят и звук получается пожалуй приятнее чем у японцев, хоть и не такой прозрачный. Ценник на данную ленту вполне вкусный: 600р.-1000р.

- Славич Б-3716/Б-3719

-11

Отечественная лента Славич Б-3716/Б-3719 (35мкр, 550м). Славич - это пожалуй единственная отечественная лента, достойная внимания. Из 8-и лент пара была писаная, а 6 новых запечаток. По вскрытой ленте есть вопросы с осыпанием: хоть оно и не критично но головы приходится протирать после каждого раза. А вот по запечаткам, как ни странно, вопросов даже меньше чем к BASF и ORWO: не сыплется. И как ни странно, а по звуку она тоже вполне хороша: ещё чуть уступает тем же BASF и ORWO (ещё чуть поменьше высоких, небольшой завал по низам), также чуть хуже их по шуму (фоновое шипение чуть посильнее), но... звук очень схож по характеру с данными немцами и вполне приятен для слуха (в отличии от японцев). Возможно это обусловлено не неравномерностью АЧХ ленты, а плавностью этой неравномерности: ничего не режет слух и воспринимается вполне естественно. Ну и ценник в 250р. вполне себе хорош.

- AKAI EE-150-7 (Maxell XLII Position EE)

-12

AKAI EE-150-7 с лентой Maxell XLII Position EE (35мкр, 550м). А вот к этим японцам у меня вопросы. Лента качественная, очень тихая, очень гладкая (явная шлифовка), не сыплется, не мажет, лента по цвету очень тёмная (более чем уверен, что хромовая), качество ракордов и склеек на высоте (всё это несмотря на то, что лента писанная). Это всё в плюсах. А в минусах: стереть её на моём аппарате до конца не получается (приходится размагничивать перед записью), при записи очень прилично задирает верха (с 10 кГц +2 дБ). В результате звук получается очень жёстким и неприятным, приходится писать на эту ленту альбомы исполнителей с явным недостатком высоких частот: так Bob James & David Sanborn и Grover Washington на данной ленте звучать отказались (и были успешно перенесены на ORWO), а вот David Rawlings звучал очень хорошо. Причина этому ясна: надо моему аппарату крутить токи подмагничивания под хромовую ленту, однако такой возможности изготовителем не предусмотрено. Так что для моего аппарата эта лента явно не лучший вариант. А если ещё учесть и её немаленький ценник в 2000р. (а чаще всего гораздо выше), то...

- Maxell UD35-90

-13

Ну и мой совершенно явный аутсайдер это Maxell UD35-90 (35мкр, 550м). Эту ленту не понял вообще: при записи лента задирала общий уровень (особенно на низах) на +4дБ с небольшим завалом по высоким. При записи звук превращался в какую-то кашу со смещением частотного баланса. В результате приемлемого звучания и правильного уровня записи добился не с первого захода и не с первого попавшегося альбома. И всё это опять-же при вполне взрослом ценнике в 2000р. Хотя, надо отдать должное, никаких вопросов к качеству и сохранности ленты не возникло: отсутствие фонового шипения, не сыплется, не мажет, качество ракордов и склеек на высоте.

Выше я перечислил то, что вполне можно брать и пользоваться, хоть и с учётом аппаратов. Теперь немного слов о моём предыдущем неудачном опыте в выборах встречавшихся мне лент:

  • Sony SLH - мажет тракт липкой плохоотмывающейся дрянью, один раз попробовал, отказался и никому не посоветую.
  • Agfa (марку не помню) - сыплется со временем, хоть и не вся, но выборочно (а ведь это были недешёвые буржуины! ORWO 106, 114 и даже Славич с учётом ценника существенно выигрывают).
  • ORWO 123 - мало того, что тонкая, так ещё и сыплется. Судя по отзывам на форумах, я не одинок.
  • Тасма, Свема - они ещё в безоблачное советское время, будучи новыми, своим неустранимым скрипом достали! В помойку!

Ну и как итог могу отметить, что более всего, на моём аппарате, мне на душу легли RTM LPR90, BASF, ORWO и, удивительно (!) Славич. Получилось, что немецкий звук и качество - форева!

А самым приятным и неожиданным открытием оказалась лента 3M Scotch 212, на которую я бы смело перешёл в размере 550м со всех остальных.

Пы.Сы.:

здесь буду продолжать описывать ленты, с которыми мне довелось познакомиться уже после написания основного материала и указывать где по качеству я бы их расположил.

-TDK (марка ленты неизвестна):

-14

Очередная лента TDK, 1100м, марка ленты нигде не указана. Могу предположить, что это что-то из ряда TDK T-1110/TDK S-3600/Audua L-3600 (скорее последняя). Полупрофессиональная лента толщиной 35-37 мкр. (толщину определил по намотке: на 27-й катушке на 38-й скорости 51 минута записи), с чёрным обратным слоем, рабочий слой достаточно тёмный, почти чёрный, но это не хромовая типа 2 (т.к. тока подмагничивания моего аппарата ей достаточно). Коробка родная на фото (никаких маркировок нет), катуха металлическая родная на фото, ракорды стандартные ТДКовские (белый с сиреневыми знаками и белый с красными знаками), наклеены заводским способом.

По качеству записи-воспроизведения (писал на 38-й скорости 2 канала на всю ширину) лента показала себя отлично, наравне с лидером RTM LPR90 (а ведь она не новая): пишет один в один с оригиналом, уровень выдаёт в точности соответствующий входящему, частотный баланс не искажает (не поднимает и не заваливает ни верха ни низа). Единственное в чём она отличается от RTM LPR90: мой аппарат не смог до конца затереть предыдущую запись имевшуюся на ленте, пришлось размагничивать перед записью вручную, но возможно и хранить запись она будет лучше. Короче лента отличная. Если кто-то сможет меня просветить относительно марки ленты и сталкивался с подобной, пишите в комментах, буду очень благодарен.

- Maxell UD35-180

-15

В продолжение: лента Maxell UD35-180, 1100м. Высококачественная японская лента толщиной 35 мкр. Это предыдущий аутсайдер в формате 550м. при записи 2ch/19 smpc. В комментариях удивлялись этому и писали, что данная лента является эталоном для бытовых аппаратов и старых аппаратов без настройки токов подмагничивания. С данным вариантом ленты всё с точностью до наоборот. По качеству записи-воспроизведения (писал на 38-й скорости 2 канала на всю ширину) лента выше всяких похвал, аналогична лидеру RTM LPR90 (с учётом, что ведь ей лет 25 и она уже б/у): пишет один в один с оригиналом, уровень выдаёт в точности соответствующий входящему, частотный баланс очень ровный (не поднимает и не заваливает ни верха ни низа), писал с max уровнем +3дБ - не перегружается, затирается аппаратом отлично. Лента гладенькая, шлифованная, не сыплется, не мажет, отличные плотные родные ракорды. Отдельно хочется отметить родную катушку: это лучшая катушка из имеющихся у меня - идеальная геометрия, центровка и балансировка. Короче только восторженные эпитеты! Браво, лента отличная, второй лидер вместе с RTM LPR90 (если не первый с учётом возраста).

- 3M Scotch 177

-16

Продолжу. На очереди лента 3M Scotch 177, 1100м. 35 мкр. на родной пластиковой катушке под NAB. И вновь сюрприз: эта лента, в отличии от 3M Scotch 212 550м. показавшей себя отлично на 19-й скорости, вызвала немало вопросов при записи даже на 38-й скорости. При осмотре лента выглядит шершавой (похожей на немецкую ORWO), немного мажет тракт какой-то чёрной гадостью (грязь остаётся на первой направляющей и стирающей головке), не так сильно как Сонька, но факт есть. При записи частотный баланс сохраняется правильный, но на выходе с ленты сигнал ниже на 2-3дБ по сравнению со входом, т.е садит сигнал и перед записью приходится делать тестовую запись, чтобы правильно настроить уровни. По сравнению со всеми предыдущими километровками (RTM, TDK, Maxell) чуть выше шум самой ленты (хоть и немного, но...), а ведь это вроде эталонная запись на 38-й скорости! Ракорды родные маркированные, но какие-то жиденькие, по типу наших советских от Славича/Свемы.

Отдельная проблема - это катушка. Ввиду того, что катушка пластиковая, видимо для сохранения прочности (а по сравнению с нашими пластиковыми Шансами она кажется железобетонной) увеличили толщину стенок, и соответственно сама катушка, в том числе сердечник, получились на 1-1,5мм толще, чем у стандартной металлической. В результате при установке на NAB-адаптер, замок закрыть не получается и центр катушки немного смещён (лента краем трётся о щёчку). Благо Тиковские адаптеры (с остальными не сталкивался) предусматривают такой вариант, и снятием с адаптера задней металлической юбки этот вопрос решается. Но это лишние действия.

-17

Ну и как итог - к ленте много вопросов. Результатом не вполне доволен, и это при работе на 38-й скорости, а что будет на 19-й? По возможности, перед покупкой подумайте, в том числе и при покупке аналогичных пустых катушек (а они есть в продаже). Малость искупает недостатки не самая высокая цена, но...

Итак, появились новые образцы, продолжим...

- Denon DX1101B

-18

Очередная километровка - Denon DX1101B Studio Master Tape, 1100м. Высококачественная японская лента толщиной 38 мкр (похоже аналог полупрофессиональной RTM LPR90). Высококачественная лента с обратным чёрным защитным слоем для защиты от копир-эффекта. По качеству записи-воспроизведения (писал на 38-й скорости 2 канала на всю ширину) лента выше всяких похвал, аналогична лидерам RTM LPR90 и Maxell UD 35-80: пишет один в один с оригиналом, уровень выдаёт в точности соответствующий входящему, частотный баланс очень ровный (не поднимает и не заваливает ни верха ни низа), писал с max уровнем +3дБ - не перегружается, затирается аппаратом отлично. Лента гладкая, шлифованная, не сыплется, не мажет. Родные ракорды (судя по заводским склейкам) достаточно жидкие (как на вышеупомянутой 3M Scotch 177), к тому-же не маркированные ни по бренду, ни по началу-концу ленты (такое ощущение, что лента, как и RTM LPR90 изначально шла вообще без ракордов), присутствует только брендированная (Denon) липкая лента на конце, для закрепления хвоста. Родная катушка крепкая, тяжёлая (почти как Teac) с идеальной геометрией, центровкой и балансировкой. В итоге: отличная лента.

- Maxell UD35-90 (Gold box)

-19

Ну и вновь Maxell UD35-90 (35мкр, 550м). Похоже это последнее поколение UD-шек (так называемый "Золотой Maxell"), т.к. лента идёт в золотистой коробке другого дизайна и на новой катушке с двумя окнами (гораздо более удобной и внешне интересной). Никаких вопросов к качеству и сохранности ленты не возникло: отсутствие фонового шипения, не сыплется, не мажет, качество ракордов и склеек на высоте. По звучанию: ранее был недоволен качеством записи на Maxell UD35-90 на 19-й скорости, но судя по всему возьму свои слова обратно - похоже я "просто не умел её готовить". Всегда, с советских времён (Славич, Свема), писал ленты с максимальным уровнем 0дБ (отдельные пики допускались выше), и при таких условиях записи UD-шка писалась непонятно и невыразительно. Но данные параметры были необходимы советской ленте с её низкой перегрузочной способностью. А вот импортную ленту (в том числе и эту) в последнее время начал писать с максимальным уровнем +3дБ (с отдельными допустимыми пиками выше) и результат сразу стал гораздо вкуснее: звуковая картинка стала объёмнее, сочнее, тональный баланс стал более правильным. Хоть к этому и надо привыкнуть, но импортная лента (возможно не вся) хорошо держит небольшую перегрузку и это идёт даже на плюс качеству звука. Да, лента на 19-й скорости всё-таки чуть-чуть занижает уровень ВЧ (как и все 550-ки из обзора), но это не сильно критично, т.к. звук получается не такой резкий как на цифре. Более серьёзной претензией является несоответствие уровней подаваемого и снимаемого на выходе (ниже на 1-2дБ) сигналов, в связи с чем приходится делать пробную запись, что не очень удобно. Ну что-же, Maxell UD35 постепенно себя реабилитирует и выбивается ближе к лидерам обзора.

Продолжаем, по мере поступления новых образцов.

- Braun TB1025

-20

Очередной немец - Braun TB1025 (25мкр, 1000м, катушка №22). Достаточно интересная и нестандартная лента. В И-нете находил очень хорошие отзывы по ленте Braun, правда по 35мкр., а тут 25мкр., решил попробовать. Насколько знаю (по крайней мере никогда не встречал информации), Braun не производил и не производит магнитную ленту, соответственно можно предположить, что исходное сырьё либо BASF, либо AGFA. Судя по цвету, всё-же BASF, причём скорее всего BASF DP26. Лента шла на родной катушке в родной коробке из прочного картона. Сначала по тому как лента ведёт себя - и да, плюсы и минусы абсолютно аналогичны BASF DP26: (+) тихая по шуму, отлично стирается, частотку пишет ровно (писалась в формате 19/2), небольшой завал на высоких (где-то после 12-15 кГц), но он предсказуем и звук получается красивый и сочный, (-) немного оставляет на ЛПМ сухую пыль, чуток проседает общий уровень записи (приходится предварительно делать тестовую запись). А теперь о особенностях: как ранее было сказано - лента тонкая (предположительно из названия 25мкр) и вроде бы по всем признакам бытовая, однако лента имеет обратный чёрный защитный слой (всё по взрослому), кроме того у ленты очень длинные и жёсткие ракорды (считаю что многослойные - с тыльной стороны цветные, с рабочей стороны чёрное, возможно чистящее покрытие), явно заводские (оригинальная маркировка + заводская склейка), по которым можно предположить её студийное применение (по крайней мере на больших лентопротягах). Исходя из толщины ленты в очередной раз отмечу необходимость хорошего лентопротяга, бережно обращающегося с лентой. Следующая особенность это 22-я катушка, что не совсем стандартно, обычно либо 18, либо 27. Надо отметить: катушка пластиковая под trident, качественный упругий пластик, по геометрии - просто идеальна. Кроме того нестандартна длина намотки в 1000м - опять же стандарт для 18-й: 525м в СССР (Свема/Тасма/Славич), 540м в ГДР (ORWO) и 550м остальные импортные (555м у TDK), для 27-й: 762 метра (2500 футов) для 50мкр и 1100 метров (3608 футов) для 35мкр (правда у TDK опять же бывает 1110м). По времени 1000м выливается ровно в 1ч.30м. и как это водится у педантичных немцев, ни грамма больше/ни грамма меньше. А в итоге: лента понравилась - и звук хорош, и исполнение отличное.

Продолжу (благо есть пополнение):

- Magna Professional XT1500 DP18/730m

-21
-22

Лента Magna Professional XT1500 DP18/730m (26мкр, 730м) не вполне понятно, чьего производства: то ли немецкая - на коробке бренд Magna (сама лента похожа на BASF DP26), то ли английская - брендирование на катушке Zonal (встречались аналогичные брендированные EMI), и у Басфа и у Зонал были в линейке тонкие ленты. У Басфа тонкая лента проверена, у Зонал 35-ти микронную хвалили (по тонкой неизвестно), но в любом случае исходные данные неплохи. Professional (?) - однозначно нет: лента тонкая 26мкр (не обращайте внимание на маркировку DP18 - это толщина основы). Сначала о внешних признаках. Брал новую, запечатанную (правда упаковочная плёнка потёрлась по углам). Коробка - пластик, в использовании не вполне удобна. Внутри коробок лента в герметичные пакеты никак не упакована - что запишем в минус. Катушки ровные, но литьё вызывает некоторые вопросы - не вполне аккуратно обработаны. Ракорды короткие и очень тонкие (пожалуй даже хуже, чем у поздних Славичей), однако поклеены очень аккуратно и место склейки не деградировало. Как и отмечал выше, лента тонкая, без обратного защитного слоя, на 18-й катушке 730м или на 19-й скорости 60 мин. по длительности (что мне как раз и было необходимо). Внешне и по характеру записи очень похожа на BASF DP26, однако это весьма сомнительные параметры, чтобы сделать вывод о её принадлежности. Как лента ведёт себя: и вновь, плюсы и минусы абсолютно аналогичны BASF DP26: (+) тихая по шуму, отлично стирается, частотку пишет ровно (писалась в формате 19/2), чуть-чуть завал на высоких (где-то после 12-15 кГц), но он предсказуем, (-) немного оставляет на ЛПМ сухую пыль (возможно после некоторого времени это уйдёт - всё-таки долго хранилась без перемотки), немного проседает общий уровень записи - по сравнению с моим эталоном LPR90 -3дБ (приходится предварительно делать тестовую запись). В общем покупкой доволен - получил, что требовалось (хоть и с некоторыми вопросами). Посмотрим как поведёт себя со временем. Порекомендовал бы её к покупке? Не знаю: если параметры не ухудшатся - то пожалуй да, но Басфу всё-таки доверия чуть больше (хотя и ценник на него повыше).

Добавлю по этой ленте спустя более года использования: параметры ленты ничуть не ухудшились и лента вполне неплоха (как уже и отмечал по характеру очень похожа на BASF DP26). А вот коробка и особенно катушка не годятся: коробка, как писал выше, абсолютно неудобна в использовании, а катушка - одно слово "говно": пластик щёчек катушки тонкий, хлипкий, после 2-3 месяцев хранения в шкафу в вертикальном положении при комнатной температуре щёчки повело (особенно в районе разреза под заправку ленты) и сейчас они во всех режимах касаются местами ленты. И по итогу если эту ленту брать, то только ленту и тут-же её перематывать на более качественную катушку (да хоть Славич - и то лучше).

Очередное продолжение

- BASF DPR26 LH

-23
-24

Очередной 26-микронный представитель немецкого концерна: BASF DPR26 LH Professional (26мкр, 900м), на металлической катушке №22 Trident в фирменном пластиковом боксе. Данная лента является почти полной копией Braun TB1025 (точнее наоборот - Браун копия Басфа): лента с обратным защитным слоем, очень длинными основательными ракордами с чёрным чистящим слоем (явно для профессиональных аппаратов). Длина ленты опять же не совсем стандартная: 900м (3000ft), что по времени заявлено в 78мин. (по факту оказалось 81мин. 20сек.) - для записи 2х стандартных альбомов на 19-й скорости (или одного на 38-й) маловато. По характеристикам данная лента обладает чуть лучшими параметрами (причём как на слух, так и по официальным характеристикам) чем стандартная BASF DP26 и практически такими-же как и Braun TB1025. По уровню записи отдача чуть ниже входного сигнала (при записи показала около -2дБ), по уровню шума - самая тихая из этой троицы, по частотке пишет сочно, красиво: НЧ и СЧ соответствуют источнику и, как и у большинства лент на 19-й скорости небольшой завальчик на ВЧ (после 12-15 кГц). Шикарная металлическая катушка с хорошей геометрией, прекрасный (и в данном случае по сравнению с Magna Professional XT1500 DP18/730m гораздо более удобный) фирменный пластиковый бокс. И всё вроде прекрасно было бы, если бы не одно существенное НО... К большому сожалению лента пришла ко мне сильно подуставшей, скорее всего даже не от частого проигрывания и физического износа (внешне она смотрится вполне себе ничего), а от плохих условий хранения - лента сыплется сильнее всех предыдущих, оставляя на лентопротяге пыль и концу проигрывания (а это почти 2 часа) появляются проблемы с ВЧ. Кроме того в процессе записи было выявлено несколько провалов по уровню записи (хотя опять-же внешне криминала не обнаружено). В итоге: очень хорошая лента и её могу смело рекомендовать к покупке, при условии, что Ваш лентопротяг аккуратно обращается с тонкой лентой и есть хоть какая-то уверенность в нормальном состоянии ленты. Лично я пока писанул на неё сборничек Арабесок, который давно хотелось сделать (да жалко было ленту), а по ходу дела понаблюдаю, как она себя будет вести, а дальше будет видно: или оставлю, или в помойку.

Ну что, поехали далее. Появилась ещё парочка "пациентов"

- AKAI WR-150-10M

-25

Представитель страны Восходящего солнца - Akai WR-150-10M. Типичная бытовая 35-микронная лента. Собственно по ней сказать нового особо нечего, т.к. ранее было сказано, что ленту для Akai (не того технологического уровня это компания) поставляет Maxell, в данном случае, судя по виду ленты, использована UD35-180 (35мкр, 1100м). Лента обычная для Maxell: качественная, без обратного защитного слоя. Хорошо шлифованная, не мажет, не сыплется, пишет на 38-й скорости один в один с оригиналом, нормально держит небольшой перегруз до +3дБ, с низкими собственными шумами. По звуку: как и все японцы звучит чуть посуше чем BASF. Ракорды качественные, умеренно длинные, но не Макселовские, а больше похожи на TDK-шные. А вот Акаевская катушка понравилась: катушка основательная, тяжёлая, с металлическим сердечником и удобным гнездом для заправки конца ленты (привет TEAC), отличная геометрия, три окошка (хотя они чуть уже и менее удобные чем у аналогичной катушки TEAC), ну и красивая (разумеется).

В итоге хорошая качественная лента с большим сроком эксплуатации. Однако из километровок для меня она всё-же не топ - RGM LPR90, Denon DX1101B Studio Master Tape и, следующая в обзоре, TDK LX35/180BM однозначно лучше по качеству да и, малость, по звуку.

- TDK LX35/180BM

-26

И вновь японец - TDK LX35/180BM. Что сказать про эту ленту - отличная, серьёзная полупрофессиональная лента (аналогична RGM LPR90)! Среди лент 1-го типа у TDK эта предтоп в линейке. Да, есть ещё круче: TDK GX35/180BM - эта уже топ, старшая (но ценник будет побольнее) и TDK SA 35/180M EE Position, но это хром (для моего аппарата она не годится и цена - космос). Лента 35мкр (хотя скорее всего 35мкр основа с рабочим слоем + 2мкр обратный защитный слой = итого 37мкр - но это моё предположение, надо смотреть паспорт на ленту), 1110м (как это принято у TDK), время звучания заявлено 45мин (для 38-й скорости) - по факту 49мин 15сек, очень качественная, с обратным защитным слоем, отлично шлифованная, рабочий слой тёмный, серовато-чёрного оттенка, но не чёрный (как у хрома). Не мажет, не сыплется, пишет на 38-й скорости один в один с оригиналом, нормально держит перегруз (до +3дБ легко), с низкими собственными шумами. Ракорды фирменные, очень качественные, плотные, умеренно длинные. Катушка основательная, тяжёлая, сердечник пластиковый на 4 винтах, отличная геометрия, два широких окошка и щель для заправки конца ленты (ленту заправлять удобно), внешне смотрится здорово. Ну и о звуке: здесь больших отличий от всех японцев не будет - звучит здорово, но также чуть посуше немцев - возможно более точно, но скорее всего (часто бывает у японских лент для кассет) есть небольшой подъёмчик на ВЧ.

Итог: очень качественная надёжная лента с большим сроком эксплуатации. Если выбирать между ней и новодельной RGM LPR90 даже сложно сказать, какую предпочесть: немец (где-то на грани ощущений) звучит чуть сочней и бархатистей, эта звучит посуше и почётче, а по износостойкости и долговечности пожалуй будет получше BASF.

Продолжим, т.к. подоспела ещё парочка подопытных. И вновь японцы, и вновь TDK.

- TDK AUDUA LB-3600

-27

Итак, теперь уже точно TDK AUDUA LB-3600 (подобная с внешне аналогичной лентой, ракордами и катушкой уже была в обзоре - там я точно не смог ее идентифицировать). Полупрофессиональная лента толщиной 37 мкр., 1110м (49,5 минут записи), с чёрным обратным защитным слоем, рабочий слой достаточно тёмный, почти чёрный (но не хромовая 2 типа). Лента отлично шлифованная и гладкая, не мажет, не сыплется, пишет на 38-й скорости один в один с оригиналом, нормально держит перегруз (до +3дБ легко), с низкими собственными шумами. Коробка родная со всеми вкладышами, не распашная а с крышкой отдельно, катушка 27 металлическая с тремя прямоугольными окнами (кстати гораздо более удобная чем двухоконная), отличная геометрия, удобное заправочное окно для кончика ленты. Ракорды стандартные ТДКовские (аналогичные неопознанной TDKшке, но другого дизайна и более тонкие чем у предыдущей TDK LX), наклеены заводским способом.

По качеству записи-воспроизведения лента показала себя отлично (наравне с лидером RTM LPR90): пишет один в один с оригиналом, уровень выдаёт в точности соответствующий входящему, частотный баланс не искажает (не поднимает и не заваливает ни верха ни низа). Кстати при записи не заметил той некоторой сухости звука, который отмечал у предыдущей TDK LX (хотя это возможно особенности записываемого музыкального материала). Лента отличная - очень понравилась, а если подвернётся как и мне в идеальном состоянии, да за разумный ценник - то хватать не раздумывая и бежать пока не отобрали.

- TDK GX35/180BM (откорректировал)

-28

Ну и наконец добрался до меня прям вот тот самый топ среди лент TDK 1-го типа, про который я ранее упоминал: TDK GX35/180BM. Ленту удалось урвать вообще не писанную (никаких признаков использования нет), в полной комплектации вплоть до внешнего заводского пакета (правда она была распакована).

И вот здесь по ленте и звуку присутствуют заметные отличия от TDK LX35/180BM и близкой к ней TDK AUDUA LB-3600. Первое отличие - это цвет ленты, она не тёмная, серовато чёрного оттенка, а тёмно коричневая (похожа на RTM LPR35/90). Достаточно посмотреть на фото. Разницу видно невооружённым взглядом.

слева TDK LX35, справа TDK GX35
слева TDK LX35, справа TDK GX35
слева TDK LX35, справа TDK GX35
слева TDK LX35, справа TDK GX35

Второе отличие в звуке. Привожу рекламный постер с упаковки TDK GX35 (это конечно не точные замеры, а реклама, но уже кое-что):

-31

Судя по нему у TDK GX35 по сравнению с TDK LX35 должен быть подъёмчик на ВЧ после 8-10кГц, при паритете на остальных частотах. По факту TDK GX35 на верхах звучит более мягко чем TDK LX35 (которая по звуку суше), с менее выраженными ВЧ, хотя недостатка в высоких на слух не ощущается. В то же время у TDK GX35 на слух более выражены НЧ в сравнении с TDK LX35. В итоге лента из всех TDK-шек (да и японок, за исключением Denon) звучит более мягко, сочно, округло. Слушая (и видя) данную ленту, закралась мысль, что "мне подсунули более ценный мех" - новую RTM LPR90... Но нет, сомнений в подлинности TDK GX35/180BM особо не возникает, да и смысла замены особого нет. Тогда что это?.. Если лента выглядит как RTM LPR90, звучит как RTM LPR90, то это... TDK GX35/180BM. Такая топовая японка, что и на японку то непохожа...

В остальном всё как обычно: лента 37мкр, 1110м, время звучания 49мин 35сек (для 38-й скорости), очень качественная, с обратным защитным слоем, отлично шлифованная, не мажет, не сыплется, пишет на 38-й скорости один в один с оригиналом, отлично держит перегруз (до +3-4дБ легко), с низкими собственными шумами, ракорды фирменные, очень качественные, плотные, умеренно длинные, катушка основательная, тяжёлая, сердечник пластиковый на 4 винтах, отличная геометрия, два широких окошка и щель для заправки конца ленты.

В итоге - лента отличная, без присущей японцам некоторой сухости в звуке, практически один в один с новой RTM LPR90.

Возможно, что продолжение следует (хотя сейчас уже сомневаюсь).

P.S.: Небольшое пояснение, в каких форматах и на какой ленте пишу, учитывая особенности моего аппарата: 2 дороги на всю ширину и скорости 19 и 38 см/с (расход ленты достаточно приличный): 1. Альбомы, которые нравятся, и сборники исполнителей, с небольшим количеством альбомов и нравящихся треков (особенно в умеренном качестве), пишу на скорости 19,05 см/с на стандартной 35мкр ленте 550м на 18-х катушках (на ленту влазит 46-49мин - т.е. стандатный виниловый альбом). В данном случае предпочитаю японскую ленту (Maxell, TDK) 2. Сборники нравящихся исполнителей, имеющих достаточное количество альбомов и нравящихся композиций с них, пишу на скорости 19,05 см/с на тонкой 26мкр ленте 1000м на 22-х катушках (на ленту влазит 88-90мин), иногда на тонкой 26мкр ленте 730м на 18-х катушках на скорости 19,05 см/с (на ленту влазит около 68-70мин). Здесь лидером стала Braun TB1025 (1000м) и BASF DP26 (730м). 3. Ну и самые любимые и прекрасно записанные альбомы лучших (для меня) исполнителей, ищу в максимальном качестве и их уже пишу на классические 35-37мкр километровки (1100м) на 27-х алюминиевых катушках под NAB на скорости 38 см/с, чтобы было вот прям "топ-топ". Ну и здесь лидеры из винтажа опять-же японцы (TDK, Denon, Maxell), ну а новодел у нас один RTM LPR90 (LPR35).

P.P.S.: В заключение прикладываю ссылочку на официальную таблицу с техническими параметрами немецких бытовых и профессиональных магнитных лент AGFA, BASF и IGF для катушечных магнитофонов по состоянию на 2006г и аналогичная табличка по лентам 3M Scotch (вдруг кому сгодится):

Agfa, BASF, and IG Farben Audio Open Reel Tapes.xls
3M Audio Open Reel Tapes Ci.pdf

Хотелось бы всех читателей поблагодарить за внимание и высказать личный опыт от общения с различными типами лент. Возможно какие-то прошли мимо меня, а я и не обратил внимания. Ну и, возможно, кто-то встречался с произведениями китайских мастеров (если такое существует): хотелось бы услышать по ним отзывы (ведь ныне Китай шагает семимильными шагами).