📋 Основная информация
Хореограф: Вацлав Нижинский
Композитор: Клод Дебюсси (1862-1918)
Дирижер-постановщик: Пьер Монтё (1875-1964)
Сценография: Леон Бакст (1866-1924)
📜 История создания
По литературным источникам известно, что в основу музыки и сюжета балета легла эклога Стефана Малларме (1842-1898) «L’Après-Midi d’une faune» («Послеполуденный отдых фавна»).
Идею создания балета на античную тему подкинул С. Дягилев (1872-1929), который после путешествия по Греции в 1910 году остался под большим впечатлением от изображений на античных амфорах.
Леон Бакст вместе с Вацлавом Нижинским посетили Лувр. Были сделаны эскизы с аттических кратеров, изображающих сатиров, нимф и сюжеты из «Илиады».
Первые репетиции начались в Берлине в январе 1912 года.
🎼 Музыка
Балет поставлен на первое симфоническое сочинение К. Дебюсси, в котором совершенно блестяще выражен его импрессионистический стиль.
Впервые это произведение было услышано публикой 22 декабря 1894 года в Париже на концерте Национального общества под управлением Гюстава Доре (1866-1943).
💌 Сюжет
Фавн просыпается, видит группу нимф. Главная нимфа танцует и держит при этом длинный шарф. Фавна завлекают танцы, он бросается к ногам нимф, а они в испуге разбегаются. Главная из них медлит, она роняет свой шарф под ноги Фавну. Он поднимает его, уносит в свое логово и придается любовной истоме.
🎭 Премьера
Балет был впервые показан публике 29 мая 1912 года в театре «Шатле» в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева.
Премьера расколола зал: одни свистели, другие рукоплескали. Причиной послужила скандальная поза в финале, когда фавн остается с вуалью нимфы. Мнения критиков также разделились.
Во избежание дальнейших проблем скандальную позу изменили, но в современных вариантах аутентичность была восстановлена.
🎧 Послушать
📺 Посмотреть
1). Версия с Рудольфом Нуреевым
https://www.youtube.com/watch?v=A82Ve9Nz4s8
2). Версия с Н. Цискаридзе, Илзе Лиепа и артистами «Кремлевского балета»