Найти тему
44,5K подписчиков

Что ждет Армению после открытия границы с Турцией?

5,7K прочитали

В прошедшие пару дней я показывал север Армении друзьям из Бельгии, которые приехали навестить меня в Ереване. Они приехали через Турцию и Грузию, а в качестве сувенира привезли мне турецкий чай "Sumela", который я любил когда жил в Батуми. Вы знаете, что турецкий регион вокруг Трабзона, Ризе, Хопы и до границы Грузией считается столицей турецкого чая. Там особый, очень влажный микроклимат, от чего чай имеет необычный привкус и аромат.

В прошедшие пару дней я показывал север Армении друзьям из Бельгии, которые приехали навестить меня в Ереване.

Что же касается изображенного на коробке греческого монастыря "Sumela", то к Турции этот памятник архитектуры вообще не имеет отношения. Когда-то, в средние века это был центр культуры, христианства и науки, пока в 1915-1920 не произошел геноцид греков, армян и ассирийцев. Монахи бежали из монастыря, спасая свою жизнь, после чего древний храм был разграблен и осквернен. Вплоть до начала двухтысячных монастырь стоял в полуразрушенном состоянии, я там побывал в 2010 году примерно и помню разбитые вандалами фрески, мусор повсюду. Сейчас, как говорят друзья, там вроде бы начали наводить порядок и даже брать деньги за вход.

Что же касается турецкого чая, то для жителей грузинской Аджарии это важный источник дохода. Когда начинается сбор урожая, то десятки тысяч грузин устремляются через границу в Турцию на заработки. Друзья, это каторжный труд за копейки. Они вкалывают от рассвета до заката без выходных по 14-16 часов в день, вынуждены спать в скотских условиях, с хамским отношением смотрителей-турок и не видят свои семьи неделями и даже месяцами. И сколько вы думаете турки платят грузинским рабочим на плантациях чая? Отвечаю, 500-600 долларов в месяц в среднем.

Сами турки не готовы работать на плантациях, поэтому власти Турции максимально упростили для грузин правила въезда в Турцию и разршение на работу. Насколько мне помнится, гражданам Грузии не требуется не только виза, но и даже право на работу. Они просто приезжают и начинают вкалывать на плантациях с первого дня.

Я так полагаю, что когда откроются границы Армении с Турцией, то жителям солнечной Армении откроются столь же "радостные" перспективы для заработка в соседней стране? Если будет так, то в прилегающем к Армении регионе Турции придетcя "конкурировать" с азербайджанцами. Дело в том, что Игдыр и далее до Карса это мечта любого жителя Азербайджана. Их там более ста тысяч, вкалывают на неквалифицированной и малооплачиваемой работе за $300-400 в месяц, куда никогда не пойдет работать турок. Путешествуя по этой части Турции лет восемь назад, я повсюду встречал азербайджанцев: дворники, строители, официанты, грузчики. Не говоря уже про ночные клубы с красавицами. Мне их было даже жаль.

Как-то все это печально.