Найти тему
Дмитрий Компанец

Игра для Александра. Чем заменить микросхему К155ТВ1 ?

микросхема К155ТВ1
микросхема К155ТВ1

Просматривая ленты и ролики и почитывая статьи разных каналов Радиолюбителей, наткнулся на схему простой игры (очевидно из журналов Радио или ЮТ) которую Автор Александр не смог собрать из-за отсутствия нужных радиодеталей.
Вот его слова по этому поводу ...

Хотел собрать игру, но в моём "комодике" из спичечных коробков не нашлось ни одной К155ТВ1.
Заказал в "Чип и дип", оказалось нет в наличии, хотя в каталоге есть.

А вот и схема для которой не нашлось нужной детали

схема для которой не нашлось нужной детали
схема для которой не нашлось нужной детали

Хотя у нонешних "Мастеров Радиолюбителей" нет традиций помогать другим (в этом я убедился не один раз) решил помочь Александру в его стремлении советом и схемой.

Так как описания этой "игры" я нигде не нашел, то решил просто проанализировать схему и понять "игровое действо".

РассмотРим ИНТЕРФЕЙС.
Ввод / вывод этой игры организован на одной кнопке и двух лампочках.
Предположение
Очевидно кнопку надо нажать, а на лампочки посмотреть.

Суть игры видится такой - Одномоментно нажав на кнопку мы смотрим на обе лампочки и видим некий результат. (скорее всего играют двое (ламп две))

Теперь рассмотрим состав схемы:
Лампочки управляются транзисторами которые в современных реалиях не нужны так как достать лампочки накаливания в наше врем куда сложнее чем светодиоды.

DimoniKA упрощает схемы
DimoniKA упрощает схемы

Вывод - можно упростить и сэкономить на транзисторах не потеряв функционала и сути игры.

Смотрим далее на схему:
Результат игры выдает микросхема
К155ТВ1 (о ней в статье ниже подробно) с инверсными выходами.

DimoniKA упрощает схемы
DimoniKA упрощает схемы

К155ТВ1. Микросхема представляет собой два независимых тактируемых J-K триггера с установкой в 0 и 1.
Обозначение пустого кружка на выходе говорит нам что одновременно две лампочки не могут ни гореть ни гаснуть - только по очереди.

А что заставляет микросхему К155ТВ1 менять своё состояние ?

Это типовой генератор "П" образного импульса на старой микросхеме К155ЛА3

DimoniKA упрощает схемы
DimoniKA упрощает схемы

Такие генераторы очень часто попадаются в сети в виде схем и самоделок

генератор "П" образного импульса на старой микросхеме К155ЛА3
генератор "П" образного импульса на старой микросхеме К155ЛА3

Теперь оценим всю схему - Генератор с подобными параметрами время-задающей цепочки RC должен работать на достаточно высокой частоте. Так что при отключенной кнопке SB1 мы увидим свечение обеих лампочек (или светодиодов).
В момент нажатия кнопки SB1 работа генератора прекращается и на микросхеме, точнее на выходах микросхемы останется
К155ТВ1 состояние в котором она оказалась в момент прохождения последнего импульса.

Далее, очевидно, что Игроки оценивают кто угадал какая лампочка будет гореть а какая погаснет.

На мой взгляд довольно неудобный интерфейс и логика - в момент решения спора кнопка должна удерживаться нажатой (пальцем).

Немного о микросхеме К155ТВ1.

Тут я приведу типовое описание (так что не обессудьте) Можно не читать!

Микросхема представляет собой два независимых тактируемых J-K триггера с установкой в 0 и 1. Считывание информации с входов J и K происходит во время положительного перепада на входе С, а на выходы она передается во время отрицательного перепада. наличие низкого уровня на входах R и S одновременно дает неопределенное состояние на выходах. Логические уровни на J и K не должны изменяться, пока на С высокий уровень. Если соеденить выводы J и K триггер будет работать как обычный счетный (делить частоту на 2).

-7

Устройство и принцип работы JK-триггера
JK-триггер имеет пять входов, в том числе прямой Q и инверсный выходы Q.
К уже известным входам R (Reset) – сброс, S (Set) – установка, С - тактовый вход добавлены ещё два. Это входы J (Jump) и K (Kill).

Логика работы основных входов (C, J, K) реализована следующим образом. Если на входе J высокий потенциал, а на входе K – ноль, то триггер установится в единичное состояние по спаду тактового импульса на входе С. Если на входе J – ноль, а на входе К высокий потенциал то по спаду тактового импульса триггер "сбросится" в нулевое состояние. Когда J=K=0 независимо от тактовых импульсов состояние триггера не меняется. И если J=K=1, то при приходе каждого тактового импульса состояние триггера меняется на противоположное. В этом случае триггер работает как делитель частоты на два.
Такая универсальность позволяет использовать JK-триггер в устройствах со сложной логикой работы.

-8

"ПОМОЖЕМ НАШИМ КОЧЕГАРАМ!"

Реализовать алгоритм этой игры можно используя как современные решения так и более древние с точки зрения электроники.

Если не брать в расчет реализацию "По Ардуиновски" , хотя это сделать очень просто и даже Гайвер справится с этим, то можно обратиться к микросхеме CD4017 - кольцевом счетчике Джонсона

В этой микросхеме можно подключать вместо светодиодов даже маломощные лампочки накаливания. В самой микросхеме на выходах есть силовые (не мощные) транзисторы.

-9

Закольцевать Счетчик Джонсона можно хоть на две хоть на 10 лампочек. Так что игра станет еще интереснее - ведь угадать какой из 10 светодиодов останется гореть станет сложнее.

НО ЭТО СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ! А КАК ЖЕ СТАРЫЕ МИКРОСХЕМЫ ?

А давайте подумает - зачем нам эти самые микросхемы , да еще и две ?
Вообще эта игра может быть реализована на одной лишь К155ЛА3 реально чудесная микросхема с большими возможностями (хоть и старая). Но,
уж если упрощать, то до предела !

Многие Радиофилы микросхему 555 знают и любят, но её замена на транзисторах иногда шокирует и удивляет - Да NE555 можно заменить парой транзисторов

А уж то, что та самая NE555 легко реализует весь алгоритм "Игры" , думаю убеждать не стоит - Мигалочки с парами светодиодов - это наипервейшее "чудо" которое подают миру уж не одно поколение Радиолюбителей всех стран.

-10

Надеюсь бакалавры сообразят куда надо воткнуть кнопку и на какие параметры изменить RC цепочку для реализации алгоритма игры.

Ой! Чот я отвлекся от схем упрощения на все эти мелкосхемы....

ТАК ВСПОМНИМ ЧТО У НАС ДОЛЖНО БЫТЬ ....

мы должны нажать кнопку, а лампочка (светодиод) должна случайным образом засветиться или погаснуть.

Подумаем - Что у нас может быть быстро-мигающее или случайно включающее ?.... Ну конечно генератор - МУЛЬТИВИБРАТОР.

ВАУ! НЕУЖЕЛЬ ТАК ПРОСТО МОЖЕТ БЫТЬ ?

генератор - МУЛЬТИВИБРАТОР
генератор - МУЛЬТИВИБРАТОР

В этой схеме можно и транзисторы старинные и резисторы использовать, да и вместо светодиодов можно лампочки ставить хоть автомобильные - если конечно вы транзисторы мощные используете.

А КАК ИГРАТЬ - КНОПКА ТО ГДЕ ?

Щас подскажу и покажу .... для начала Вам стоит знать что Мультивибратор становится генератором не всегда и часто "стоит колом" не переходя в генерацию из-за пониженного или повышенного напряжения питания (не вредного для схемы)

так вот - Добавив токоограничивающий резистор и кнопку в цепь питания мы получим тот самый алгоритм "Игры" который и был реализован в схеме из старого журнала название которого скрыла пыль истории схемотехники.

Схема для игры в Мультивибратор

Схема для игры в Мультивибратор
Схема для игры в Мультивибратор

ИГРА.
При включении питания мультивибратор начинает перемигиваться светодиодами или лампами с частотой задаваемой RC цепочками (лучше выбрать высокую частоту). Питание подается через токо-ограничивающий резистор обеспечивающий работу схемы в режиме генерации импульсов.
При нажатии кнопки на схему поступает больший ток , что приводит к перенасыщению транзисторов и сбою генерации.
Мультивибратор как триггер останавливается в одном из двух стабильных состояний случайным образом.
ТОТ КТО УГАДАЛ - ТОТ И ВЫИГРАЛ

Ну вот как то так .....

Тут я не только на микросхемах поэкономил, но и схему реализовал довольно оригинальным образом. Надеюсь Александр оценит моё старание , а не станет обижаться как это делают Старые Радиолюбители когда я правлю схемо-косяки в учебниках и статьях журналов по которым они учились.

Искренний ваш
Д.К.