Кто владеет информацией — владеет миром (с) Натан Ротшильд.
В 1815 году на острове Сумбава в Индонезии произошло извержение вулкана Тамбора. В результате взрыва погибло от 70 до 100 тысяч человек, а 1816 год получил название «года без лета», потому что пепел окутал весь земной шар, не пуская солнечные лучи. Но не смотря на такой масштаб, читатели Times в Лондоне узнали об этом событии только через 7 месяцев.
Только вдумайтесь в это! Потребовалось целых 7 месяцев, чтобы самый большой вулканический взрыв за последние 10 тысяч лет, повлиявший на глобальный климат, попал на передовицы европейских газет. Если бы что-то подобное произошло бы в наши дни, то уже через несколько минут эта новость облетела бы весь Twitter, а видеозаписи на YouTube появились бы максимум спустя полчаса.
Это стало возможно благодаря доступности информации. Исторически сложилось так, что информационное преимущество всегда чего-то стоило, например, позволяло зарабатывать больше денег и опережать своих конкурентов. Но в наш XXI век такое преимущество практически невозможно.
Представьте, сколько времени вам потребовалось бы, чтобы отправить сообщение из Лондона в Нью-Йорк на протяжении всей истории.
Первое путешествие Колумба через Атлантический океан в Новый Свет в 1492 году заняло более 2 месяцев. К 1700-м годам парусным кораблям все еще требовалось около 6 недель, чтобы преодолеть это расстояние. В 1845 году судно с паровым двигателем SS Great Britain совершило этот переход всего за 14 дней.
Таким образом, отправка сообщения с девяти недель в 1492 году сократилась до двух недель в 1845 году. Но настоящий прорыв произошел в 1866 году после прокладки первого трансатлантического кабеля — время отправки сократилось до нескольких минут благодаря использованию телеграфа. Две недели рухнули до 15 слов в минуту всего за одну ночь!
Но телеграф был очень дорогим средством связи — одно слово стоило около 10 долларов. Только крупные компании или богатые люди могли воспользоваться его преимуществом в скорости и тем самым опередить своих оппонентов. Следующими изобретениями, ускорившими передачу информации, были телефон, факс и, в конечном счете, интернет в 1990 году.
Со временем же все получили одинаковый доступ к информации, та же самая картина произошла и в инвестировании. Например, в 1950-х годах вы могли купить компанию, продающуюся ниже чистой стоимости своих активов. Это похоже на покупку чемодана с 1 млн. рублей за 500 тысяч рублей, и все, что вам нужно было сделать — изучить данные о компании.
В 1970-х годах преимущество получили те, кто мог использовать компьютеры для обработки информации. Да даже просто проживание в Нью-Йорке позволяло иметь лучший доступ к бумажной документации компаний. Но чуть более 20 лет назад вся информация начала публиковаться в отчетах в интернете, а компьютер и его мощности стали доступны каждому.
Информационные границы исчезли — она стала слишком быстрой. В современном мире практически невозможно получить информационное преимущество, ведь все имеют к ней одинаковый доступ. Сейчас только те, кто используют передовые количественные методы, имеют шанс использовать аномалии в данных.
Что же остается всем остальным?
Независимо от того, использовали ли мы костры, голубей, лошадей, провода или спутники для передачи информации - люди при этом остались людьми. Технологии изменились, но человеческая природа осталась прежней. Почему? Потому что людям свойственно продавать во время паники и покупать, когда все покупают. Поведенческие ошибки — наша внутренняя сущность.
Точно так же, как у всех нас есть одна и та же информация, у всех у нас одни и те же врожденные предубеждения. Вы не можете этого изменить, но вы можете изменить то, как вы действуете. Единственное преимущество, которое сейчас можно получить — контроль над собственным поведением.
У нас есть еще одна интересная особенность — мы быстро воспринимаем информацию, но медленно извлекаем из нее пользу. То же пассивное инвестирование в ETF появилось в 1970-х годах и спустя 10 лет доказало свое превосходство над активным, но приобрело популярность только в 2000-х.
В заключение я хотел бы перефразировать фразу барона Ротшильда: «Кто делает правильные выводы из информации и не оглядывается на других — тот владеет миром».
Телеграмм-канал "Разумное инвестирование" - дополнительные материалы, инфографика, статистика.
Всем спасибо за внимание!