Когда вы в последний раз были на собеседовании? Если давно, то не знаете, что сегодня при приёме на работу наниматель обращает внимание на два вида компетенций.
Первый - Hard Skills (жёсткие навыки) – трудовые профессиональные компетенции. Бесспорно, важны, но в сервисном бизнесе имеют второстепенное значение.
Второй - Soft Skills (мягкие, гибкие навыки). Это черты характера, привычки, поведение, которые либо будут способствовать карьерному росту, либо нет. Начинают развиваться ещё в детстве, полезны для жизни и крайне необходимы в рабочей среде.
Потенциальному работодателю важно не только что умеет делать соискатель, но и как. И этим объясняется одна из причин кадрового голода: качественное взаимодействие с людьми (во всех аспектах) становится самой большой ценностью и редкостью, а научиться этому негде, в вузах пока не учат.🙁
Soft Skills:
· Коммуникационные навыки: умение слышать, взаимодействовать, снимать конфликты.
· Ведение переговоров, проведение презентаций и других мероприятий.
· Планирование, управление, мотивирование, командная работа.
· Стратегическое, аналитическое, логическое, системное, проектное, креативное мышление.
· Сюда можно отнести интуитивный интеллект, который не является навыком, а скорее развивается в результате применения многочисленных мягких навыков и влияет на качество управленческой деятельности (для будущих руководителей).
Менеджер с хромающими мягкими навыками может запороть всю работу, и его знания не помогут. Почему так получается? Опросы, тесты и общий скрининг ситуации показывают, что специалисты с классным образованием становятся серыми мышками на фоне менее продвинутых, но с ценным набором софт-скилов сотрудников, к примеру, с широкими навыками коммуникации и межличностных отношений или способных просто разрулить конфликтную ситуацию. Знакомый расклад?😁
Поэтому работодатели вливают миллиарды долларов в корпоративное обучение мягким навыкам эффективно и в короткие сроки. Мечта нанимателей – это не просто гармоничное сочетание софт- и хард-скилов, это адаптация мягких навыков к деятельности компании. В результате софт-скилы – это головняк и для потенциальных работников, и для рекрутёров, и для компаний-нанимателей. Первым надо обучиться элементарным навыкам общения, чтобы получить работу. Вторым надо понять, происходит ли обман на собеседовании, а третьим создать подход к обучению своих сотрудников. Работодатели часто оказываются в тупике, принимая на работу отличников, которые в итоге показывают фейловый результат.😱
Соискатели расписывают мягкие навыки в своих резюме, как природу в романе, но проблема в том, что их нельзя проверить. Как проверить эмпатию здесь и сейчас? А эмпатия, кстати, среди 15 самых востребованных мягких навыков в списке Forbes занимает первое место. Это не владение иностранным языком (относится к жёстким навыкам), которое можно сразу оценить. Приходится верить на слово и тестировать в процессе работы. Это потерянное время и высокая вероятность ошибки, которую потом потребители фиксируют в виде нахальства или бесцеремонности.
Применение мягких навыков подтянет любой бизнес, поэтому такой ажиотаж, поэтому владение софт-скилами рассматривается как необходимость. Ситуация требует подходов действенных и быстрых. VR-решения отвечают на эти запросы в большей мере, чем другие формы обучения, так как дают возможность получить чистый опыт. Где-то встретилось, что предприниматель со списком таких навыков - почти супермен, это чистая правда.😉 Подтверждением можно считать обучающие программы по гостиничному бизнесу в Les Roches и Glion (лидеры в сфере отельного бизнеса), которые уделяют большое внимание развитию софт-скилов. Именно отельный бизнес позволяет освоить весь список навыков, а после курса можно идти на все четыре стороны - в любую отрасль и бизнес, что и делают выпускники, закончив обучение.
Соискателей на руководящие должности рассматривают под лупой. Соотношение компетенций для успешного руководителя в различных источниках указывается разное, но софт-скилов не менее 65%, а где-то даже 85%. Это различные управленческие навыки, а также Growth mindset – мышление роста, лежащие в основе карьерного роста. На то они и навыки, что не берутся с потолка, а должны сформироваться в результате практического и эмоционального опыта. Как человек может наработать лидерские навыки,🤷♂️ если в его жизни не было среды, где бы он проявил себя как лидер, даже имея личностные задатки. Единственная технология, работающая напрямую с навыками и ради навыков, – это иммерсивная среда, которая становится идеальной платформой для отработки различных софт-скилов.
Есть направление, где симуляции играют особую роль. Зная, что от мягких навыков зависит достижение успехов, соискатели испытывают стресс при устройстве на работу, особенно если являются чистыми или смешанными интровертами, ведь эти навыки им даются сложнее всего. Иммерсивные технологии помогают проживать этим людям сложные для них ситуации, мягко и безболезненно адаптируясь, открывают перспективы успешной карьеры. Новые возможности появляются у людей, которые никогда не обладали навыками общения или самопрезентации, а лекционное обучение им бы не сильно и помогло.👍
Как это работает? Через переживание запоминание идёт намного активнее. Вспомните неприятные события, которые врезались в память, – это эмоции постарались. Иммерсивные подходы показывают эффективность, потому что работают с эмоциями человека. Находясь в определённой симуляции и совершая те или иные действия, мы испытываем эмоциональное переживание и навыки закрепляются. К примеру, после прохождения симуляции по собеседованию мало того, что приобретутся нужные навыки на поведенческом уровне, эмоциональный опыт даст уверенность и спокойствие в момент X. Платформа Bodyswaps запустила ряд симуляций для подготовки к собеседованию, где можно практиковать мягкие навыки и оттачивать свои поведенческие и коммуникационные привычки. Эти симуляции учат справляться с тревожностью, впопад отвечать на вопросы, контролировать свои эмоции. Для людей ответственных и мнительных лучшей тренировки не найдёшь:
80% после обучения знают, как улучшить свои навыки;
78% чувствуют себя более уверенно, применяя эти навыки;
86% рекомендовали бы этот опыт коллегам.
Кейсы софт-скилов отличаются разнообразием и предназначены, в том числе, для подготовки к различным мероприятиям и событиям. Фобия публичных выступлений устраняется лишь одним способом – выступлением. Кто пойдёт по своей воле😹 на такое обучение в реальной жизни? Даже симуляция вгоняет в холодный пот (если видите перед собой аудиторию, полную голов), так как мозг человека воспринимает всё всерьёз. Раз за разом это проходит, появляются уверенность и даже удовольствие, и человек получает навык «захватывать» толпу и увлекать – это уже ораторское искусство. Тренажёры публичных выступлений, а также симуляции ведения переговоров показывают высокие результаты обучения. Мало кто от природы обладает подобными навыками, но они отлично шлифуются в практике.
Идея виртуальных симуляций заключается в более эффективном обучении человека новым навыкам и коррекции его поведения без особых усилий. Не нужно «ломать» себя и к тому же это намного быстрее, чем обычное обучение, что важно и для соискателей, и для нанимателей.😺
Существует дефицит лидеров, умеющих сплотить команду, сотрудничать и взаимодействовать. Но есть более прозаичные, но не менее важные задачи: работа с возражениями, с клиентами в раздражённом и недовольном состоянии, умение снимать конфликты, которые возникают каждый день. Развитие таких мягких навыков у сотрудников – серьёзная цель для компаний, имеющих клиентский сервис. Торговая сеть Walmart начала проверять VR-устройства на 1.5 млн своих работников ещё в 2019 году. Все знакомы с сумасшествием Чёрной пятницы. Но как этот процесс выглядит изнутри? Видимо, из-за стресса сотрудников и его влияния на продуктивность в этот день Walmart решила подготовиться за несколько месяцев и ввела симуляции для отработки трёх важных направлений: коммуникация с возбуждёнными и раздражёнными клиентами; взаимодействие сотрудников между собой; навыки погрузки товара и техники безопасности.
Платформа Make Real смотрит на софт-скилы сквозь призму здоровья и здоровой среды. Её проект «Личная жизнеспособность и жизнестойкость» для банковской группы Lloyds (Великобритания) как раз про это. Стрессовая устойчивость английских работников так мала, что они не могут справляться со своими обязанностями, и Lloyds решили заняться этой проблемой с помощью введения иммерсивных технологий. Симуляция обучает необходимым умениям: осознавать свой стресс и справляться с ним; выявлять признаки эмоциональной неустойчивости у других и помогать им улучшить состояние; и, конечно, снимать конфликты в рабочей среде – как без них в стрессе. Симуляции проводились с использованием Oculus Rift, Oculus Quest и Oculus Go.
Подход виртуальной реальности в работе с мягкими навыками оказался эффективным не потому, что даёт возможность неоднократных повторений и закрепления; не потому, что сокращает время освоения навыка. Эти плюсы больше работают с жёсткими навыками. Мягкий навык – это комбинация прежнего опыта, эмоций и личностных переживаний. Чувствительная для человека зона.🙀 Просто убедить себя, что надо так, а не иначе, не получится. Как и не получится настроить себя чувствовать свободно перед полным залом. Чтобы отрабатывать софт-скилы, нужно ощущение безопасности, ощущение реальности и возможность сделать сколько угодно ошибок. Эти свойства VR-среды сыграли ключевую роль и запустили появление самых разных решений в обучении Soft Skills.
Такие вот пирожки для котяток 🐱… с пикселями.
#vr-технологии #vr-обучение #VR-softskills #vr-мягкиенавыки #vr-симуляции #vr-иммерсивнаясреда