Этот пост я пишу для родителей, чьи 5-(6-)летние дети пойдут или недавно пошли в первый класс.
Моя цель: рассказать о возможных негативных последствиях для ребёнка и дать рекомендации как их минимизировать.
* Дети «не рассчитаны» идти в школу так рано. Я исхожу из того, что если родители принимают такое решение — на то есть веские причины.
** Для простоты изложения, я делаю обобщения по возрасту, хотя каждый ребёнок индивидуален, а сам по себе возраст не показатель.
*** Я сравниваю пятилетних детей с семилетними. Шестилетние, по моему мнению, обычно «ближе» к пятилетним.
Многие родители не знают о потенциальном вреде школьной деятельности для пятилетних детей или недооценивают его.
Аргумент № 1: «разница в возрасте почти не заметна или вот-вот станет незаметной».
Пятилетние дети действительно могут быть похожи на семилетних как физическими размерами, так и уровнем подготовки.
Но! обычно не степенью зрелости мозга и нервной системы.
Пятилетних и семилетних детей можно сравнить с яблоками разной спелости: первые ещё зелёные, жёсткие, кислые; вторые — уже спелые, сладкие, сочные.
Аргумент № 2: «ребёнок умный/хорошо читает/пишет/считает — следовательно, готов к учёбе».
Пятилетнего ребёнка можно научить читать, писать, сидеть по 45 минут и многому другому. Но нельзя научить зелёное жёсткое кислое яблоко стать спелым сладким красным.
Обучение не ускоряет взросление: взрослению нужны благоприятные условия и время. Умный обученный ребёнок ≠ «зрелый».
«Зрелые» дети в школе оказываются в условиях посильной нагрузки, рассчитанной на их физические, физиологические и психические возможности.
Маленькие дети оказываются в условиях, требующих превосхождения их возможностей, их внутренние ресурсы работают на пределе.
Такие условия неблагоприятны, что может приводить к «торможению» процесса взросления («созревания»), то есть к противоположному эффекту.
Аргумент № 3: «переутомление, проблемы в школе и жалобы ребёнка не особо связаны с возрастом».
Конечно, все дети, независимо от возраста, периодически устают, жалуются, в чём-то отстают, злятся и плачут, это совершенно нормально.
Разница в том, страдает ли ребёнок эпизодически по каким-то пунктам или системно и по многим пунктам?
«Незрелым» пятилетним детям в условиях, рассчитанных на «зрелых», свойственно страдать системно и по многим пунктам.
Основная угроза в том, что системное переутомление, физическое и умственное, сначала затрагивает нервную систему, а следом могут страдать и другие органы и системы организма.
Возможные негативные последствия для маленького ребёнка, отправляемого в школу:
🔻 Ребёнок может начать отличаться агрессивностью и слезливостью, поскольку ему изо дня в день приходится справляться с тем, что неприятно/трудно/недоступно.
🔻 Возможны резкие изменения в поведении ребёнка, частые смены настроения, неуравновешенность. Неконтролируемые вспышки гнева, раздражения. Избыточные страхи.
🔻 Возможна поведенческая регрессия. Ребёнок попросит соску, например, или «разучится» добегать в туалет.
🔻 Возможно заикание вследствие стресса и переутомления.
🔻 Возможны проблемы с питанием: потеря аппетита вплоть до отказа от пищи, или переедание, приступы тошноты, рвоты, боли в животе.
🔻 Возможны проблемы со сном: нарушение режима сна, частые просыпания по ночам, жалобы на неприятные сны, трудности в попытках заснуть.
🔻 Возможны дебюты вредных привычек: ребёнок может начать сосать пальцы, грызть ногти (карандаши, ручки), скрежетать зубами, ковырять в носу.
🔻 Возможны недомогания, плохое самочувствие.
Переутомление по красной дорожке ведёт к ослаблению иммунитета, недомоганиям, ребёнок может чаще и тяжелее переносить инфекции. Плюс ребёнок в них может быть «заинтересован» как в возможности пропустить уроки и получить необходимые отдых и заботу дома.
🔻 Чрезмерная агрессивность ребёнка в школе может приводить к неприязненному отношению учителей к ребёнку, к конфликтам с одноклассниками, осложнить общение и дружбу с ними.
🔻 Ребёнку в принципе может быть сложно «найти общий язык» и подружиться с детьми на год-два старше него. Эти год-два всё ещё заметная разница. Когда дети сгруппируются в небольшие кампании, «войти» в сформированный круг ещё сложнее.
🔻 Риск стать объектом школьной травли, буллинга. Маленький ребёнок может отличаться размерами, слабостью, застенчивостью, неуверенностью в себе, отставанием в обучении, проблемами в общении, разницей в интересах, в юморе и прочим. Отличия несколько повышают вероятность стать объектом насмешек, изгоем, жертвой детской жестокости.
🔻 Ребёнок с высокой вероятностью начнёт замечать и осознавать свои отличия от старших/шустрых одноклассников. Сравнивая себя с ними, чувствовать себя «другим», «тупым», «неудачником», переживать что с ним что-то не так. Возможно, изо дня в день неопределённое время. Можно представить какое это испытание для самооценки.
🔻 Школа может стать для ребёнка местом, которое он ненавидит. Ему учиться в ней ещё десяток лет — а тут такое начало. Место, где ему плохо, скучно, где его не понимают, где он не понимает, пыточная. С возможным отвращением к обучению.
Если решение всё же принято или уже вступило в силу:
* Рекомендации, которые я описываю, полезны и «зрелым» детям, но в случае малышей нужность множим на коэффициент.
** Я пишу «родитель» — это минимум. Больше поддерживающих (и того самого родителя в том числе) — лучше.
🔹 Желательно сохранять готовность и возможности в любой момент «отступить»: забрать из школы / остаться в 1-ом классе на второй год. Не влачить ребёнка на пределе его возможностей любой ценой. Благополучие ребёнка важнее.
🔹 Ребёнок будет младше группы не только в 1-м классе — он будет младше всегда. Неизвестно заранее как он будет адаптироваться в последующем. Это точно никакой не спринт, это марафон с неизвестным финишем. Или канат, по которому неважно сколько уже пройдено, пока ребёнок не достиг адаптации.
🔹 Неизвестно в какой момент ребёнок адаптируется (расслабится и освоится), процесс можно поддерживать, но не ускорить (как не ускорить выпадение молочных зубов, например).
🔹 Я бы не советовала рассчитывать на что-то большее, чем расслабление и осваивание, а в конечном итоге — получение удовольствия от учёбы. Успеваемость и какие-то крутые достижения на неопределённое время вторичны.
🔹 В этот период родителю самому нужно быть «в порядке»: если «посыпется» родитель — ребёнку придётся на порядок сложнее. В самые трудные дни можно надеяться, что у вас получилось сделать так, чтобы вам было труднее, чем ребёнку.
🔹 Если есть другие дети, не исключено, что в этот период родительского внимания и поддержки на них будет не хватать.
🔹 Окружаем ребёнка самыми бережными преподавателями.
Лично для меня маркером кажется и отношение учителя к родителям малыша. Если учитель тактичен, не облекается в белое пальто и не клюёт за неправильное родительство — вполне себе добрый знак.
🔹 Родителю желательно не рассчитывать на особое отношение к ребёнку от педагогов: в классе 20-30+ детей, программа, нормативы, ограничения, у учителей свои кучи задач и проблем.
🔹 Если ребёнок не понимает школьную программу — берём на себя, привлекая репетитора или самостоятельно «весело и играючи» на пальцах и игрушках простыми словами.
🔹 Желательно брать на себя всё, что не «вывозит» ребёнок: пробуждение, одевание, заполнение дневника, наполнение рюкзака, пластилин-сверху-чтобы-точно-нашёл, напоминания переобуться, забрал ли куртку, точим карандаши, повторяем что сменка-в-сумке-а-полдник-в-боковом [всё равно перепутает и не найдёт ни то, ни другое], etc
На память и самоорганизацию ребёнка полагаться затруднительно, от и до, пока постепенно не осилит по кусочкам «присваивать» себе.
🔹 Быть готовыми к физическому переутомлению ребёнка. Отдых ребёнка в приоритете — и пусть вся школьная программа подождёт. Посильно подхватываем и даём ребёнку сколько нужно времени на восстановление. Можно иногда прогуливать уроки — это правда лучше, чем ребёнок начнёт болеть по-настоящему, стараясь хоть так выспаться и побыть дома.
🔹 Если в школе непонятно, скучно, сложно и вот это всё — желательно, чтобы вне школы было приятно и интересно. Компенсация хорошего настроения существенно облегчает ребёнку жизнь (и его окружению). Стараемся быть ребёнку источником приятного, тёплого, вкусного и любимого.
🔹 Критиковать ребёнка как вредно, так и бессмысленно. Он делал лучшее, что мог. Плюс с высокой степенью вероятности ребёнок замечает и осознаёт свои проблемы и слабости на фоне более шустрых одноклассников. Ему и так хватает поводов почувствовать себя плохим или глупым. И он не бестолковый или что ещё может прийти в голову сгоряча — он просто мал, он никак не может и не должен вырасти быстрее.
🔹 И напротив — ребёнку важно и приятно, когда замечают и уважают то, как он старается и что у него получается. Сам факт, что он с чем-то справляется — огромный успех, которым он может гордиться. Вам не придётся додумывать или искать поводы — просто наблюдайте.
🔹 Я обычно рекомендую максимальную честность с ребёнком. Можно объяснять ребёнку происходящее, даже если ребёнок не сразу начнёт вас понимать.
🔹 Желательно регулярно интересоваться впечатлениями ребёнка.
О чём-то значимом он может по каким-то причинам не вспомнить и не рассказать, отвлёкшись на воспоминания о вкусной сосиске. Такие разговоры дают какие-то ориентиры: что ребёнку даётся труднее всего, может ему можно что-то подсказать, от чего он в восторге.
🔹 Ребёнку очень на руку соблюдение режима: в одно время привычные ему ритуалы и их последовательность, так легче запоминать и «автоматически» следовать им. Чем предсказуемее повседневность, тем меньше энергии ребёнок тратит на ориентацию в хаосе.
🔹 [Не если, а когда] родитель таки срывается, стараемся держаться на плаву и грести дальше. Если родитель застрянет в вине, самобичевании, «сгорел сарай — гори и хата» — ребёнку это ничем не поможет. Поможет признание родителем своих ошибок, принесение извинений ребёнку при необходимости, помощь справиться с последствиями (обидой, плохим настроением, etc).
🔹 «Даём пространство». Усталости, раздражению, слезам, чему потребуется. Я подразумеваю присутствие, поддержку, время и место, где ребёнок проживает то, что в других обстоятельствах было неуместно.
Например, обычно некому/негде/некогда во время урока поддержать, если ребёнок на полчаса начнёт жаловаться на усталость и непонимание.
Ребёнку остаётся приносить и «вываливать» туда, где безопасно и его стараются понять, пожалеть, поддержать. Полчаса, час, сколько нужно.
Если мы не можем устранить причину страдания — мы можем постараться помочь его пережить.
🚫 не припоминать, если ребёнок сам хотел в школу. Что-то вроде «ты же сам хотел пощупать розетку» ≠ «хотел получить удар током». И это было не то решение, которое мог принять ребёнок сам.
🚫 не обесценивать. «Ты из-за такой ерунды...» Возможно в будущем и ребёнок вспомнит как ерунду, но плохо ему прямо сейчас.
🚫 не отвлекать («пойдём лучше поиграем») и не прерывать. Ребёнок, возможно, отвлечётся или успокоится, но с некой вероятностью эмоции «сохранятся» и «накроют» позднее.
🚫 примеры кому и как (было) плохо могут поддержать, но в целом вряд ли «полечат». И злоупотребление подобными примерами может вызвать раздражение — ребёнку-то всё равно плохо.
🚫 обвинения в слабости, неблагодарности и прочее.
🚫 советы что ему, ребёнку, нужно делать — он делал лучшее, что мог. И попробовать что-то он может потом, а плохо ему сейчас.
🚫 запреты плакать, орать, ругаться — ведь вообще-то вы «для этого здесь и собрались».
🚫 не быть «мебелью», равнодушно за ребёнком наблюдающей, а то и не наблюдающей.
🚫 самому не «падать» в свои эмоции, чтобы не получилось, что ребёнок лишается поддержки сам и начинает оказывать её родителю.
Если сложно говорить, подбирать слова — можно обойтись без них.
Прожив переживания в полной мере, ребёнок обычно ощутимо расслабляется, обмякает, часто приходит в хорошее настроение.
Если у вас есть вопросы, замечания или дополнения, приглашаю к обсуждению.