Найти тему

Об организации среды для творчества и о поиске своего таланта

интервью с Натальей Суворовой
интервью с Натальей Суворовой

Сегодня в рубрике #ТворческаяСреда Наталья Суворова, руководитель студии «Творческая Лаборатория»

-Как организовать среду таким образом, чтобы она способствовала творчеству?

Наталья: Большой вопрос! В первую очередь, это должно быть нечто стационарное. Важно, чтобы место было не временным, чтобы не приходилось тратить время на то, чтобы достать материалы, организоваться, а потом ещё и убрать. Это должно быть определенное место и там всё должно быть удобно. И это зависит от того, каким видом деятельности вы занимаетесь. Если это краски – они должны быть в прямом доступе, их должно быть легко достать. То есть среда для творчества должна быть организована!

-Пусть это будет маленький стол, но на нем всегда будут краски, бумага, кисти, заготовки?

Наталья: Я бы не сказала, что это должен быть стол. Рабочее место должно всегда быть свободным и в полном порядке. Но комфортную среду для творчества формируют органайзеры, полочки, контейнеры. Понятие «творческий беспорядок» - на мой взгляд очень большое заблуждение. Потому что порядок на столе = порядок в голове. И в творчестве тоже должен быть порядок.

-Визуального шума не должно быть?

Наталья: Нет. Потому что к творчеству побуждает минимум, а не максимум. Сколько у тебя будет потрачено времени на поиск чего-то в коробке? Может быть, ты вообще уже не помнишь и не знаешь, что в этой коробке лежит. Всё должно быть наглядно. Я сама часто подписываю коробки и контейнеры и у детей, и у себя в студии на складе. Вообще, наш склад (в «Творческой лаборатории») чётко организован и все мы – и я, и сотрудники, знаем где и что лежит: здесь краски, здесь кисточки. Ты всегда знаешь куда пойти, чтобы что-то нужное взять. Пинтерест – это шикарная площадка, где можно подсмотреть функциональные идеи организации пространства. Ещё могут помочь организаторы пространства – у них можно просто посмотреть идеи, а можно и обратиться к ним за помощью. В Уфе я бы рекомендовала Алину Ныркову (ссылку на её соц. сети можно найти в конце странички). Насмотренность постепенно выдаст результат. Так и с творческим процессом – сначала мы накапливаем базу, а потом рождается идея. Сначала мы ставим перед собой задачу: нам нужно организовать себе уголок для творчества, чтобы нам было удобно. Дальше мы ищем информацию: как бы это могло выглядеть. И дальше уже вопрос: как это удобно наполнить. И не нужно думать, что вы организовали себе место, сели и теперь всё так и будет. Ваше творческое пространство будет жить и меняться, будут перестановки для большего удобство. Организовали, немного в этом пожили, трансформировали в более удобную версию. И не забывать про периодические разборы своих богатств! У организаторов пространств есть правило: одна полка – один вид вещей. Это позволяет порядку дольше сохраниться. Организация пространства снимает с нас проблему «начать» творить.

пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com
пример организации творческого рабочего места с сайта Pinterest.com

- Что делать, если фломастеры-то я купила, а мне никак не «творится». Вроде как творить хочу, но не могу?

Наталья: То есть ты хочешь войти в творчество?

-Да. Человек хочет стать творческим. Что делать?

Наталья: Первая область, где человек может стать творческим – это внешний вид. Самый легкий вариант – это покрасить одежду, даже просто поставив на ней кляксы. Для начала можно поэкспериментировать, например, на джинсах, которые не жалко. Очень просто начать с детьми, они меньше волнуются на эту тему и на футболке можно нарисовать что угодно. Можно дополнить свой образ самодельными аксессуарами, сейчас это всё модно. Надень 3-4 цветных браслета из бисера и разукрашенные джинсы – ты уже творческий человек!

Второй вариант, где мы можем заняться творчеством – это окружающее нас пространство, декор дома. Можно начать с малого – перекрасить рамки, сделать из баночки вазу.

Третий вариант – заняться непосредственно артом. Если у тебя для этого нет соответствующего образования, то можно пойти на курсы. Потому что рисованию, лепке, скульптуре – надо учиться. Всему надо учиться. Можно рисовать как хочется – это арт, абстракция.

Если перед нами положить пачку фломастеров, первое что мы сделаем – это попробуем цвета, нарисуем маленькие каляки-маляки для этого. А потом впадем в ступор. Что рисовать? Радугу? Цветочки? Другое дело – это задача и ее реализация. Например, ребенку дали задание нарисовать определенный рисунок, и мы садимся и выполняем это задание.

-Да сложно пойти туда не знаю куда и выполнить то, не знаю что.

Наталья: Нужна цель.

-Бывает зайдешь в «Леонардо» и хочется вынести весь магазин…

Наталья: Да. Но это нормально и это помогает. Иногда полезно окружить себя большим количеством разных инструментов для творческого самовыражения. Приведу пример. Есть у меня ученик, который на первом уроке пришел развернулся и ушёл. Не было вообще никакого интереса ни к рисованию, ни к лепке. И мы начали «разжигать творческий костёр». Для этого нам понадобился «хворост» - фломастеры, разные виды материалов, всё что хочется купить в «Леонардо»… Эти «ветки», «хворост» - для начала надо собрать: где-то попробовать фактуру мелков, где-то может быть попробовать вышивать, рисовать по ткани. До того, как у меня появилась студия, что я только не перепробовала: делала брошки, плела, выращивала цветы. Таким образом я себя «разжигала». И в примере с моим учеником мы тоже поначалу просто пробовали по чуть-чуть, по минуты 2-3 «разжигали» разными материалами: немного краски, немного пластилина.

Итак, подкидываем что-то новенькое по чуть-чуть, не кидаем в наш творческий костер сразу полено, которое может затушить костер сразу навсегда. То есть не ставим перед собой сразу сложные задачи. Удовольствие – одна из составляющих творчества. Но труд – это тоже очень важный момент. Без усилий, без преодоления лени – не возможен результат. Как говорил Пикассо – настрой приходит во время работы. Не надо его ждать, нужно просто сесть и делать. Вот это как раз труд. А в процессе уже будет и удовольствие. И если не нашел такое дело (приносящее удовольствие в процессе) с первого раза, нужно продолжать искать и искать, и искать дальше. И плюс познавать себя. Я по своей сути стартапер. Мне нужно постоянно изучать что-то новенькое, потом внедрять это в свои рабочие процессы. И это ведь тоже творчество! Раньше я переживала, что бралась за что-то и бросала. Я пробовала, мне не нравилось, и я бросала. Я могу себя заставить доделать. Но зато я поняла, что у меня нет задачи углубляться в то, что мне не нравится. И это о поиске таланта, который может быть проявлен в разных областях. По поводу поиска своего таланта, могу дать рекомендацию почитать книгу Евгения Климова «Классификация профессий».

-Никогда не поздно попробовать обнаружить в себе таланты

Наталья: О да, конечно это так. Я многие свои таланты обнаружила к 33 годам. И я их искала всё время до этого. Сейчас будет востребовано знание и освоение не одной единственной профессии. Мы становимся многозадачными. Нужно знать себя, свои таланты, развивать творческое мышление – наши профессии будут меняться и модернизироваться в связи с новыми условиями.

-Итак, не жалеем времени на поиски своего таланта. Набираем как можно больше «хвороста», чтобы разжечь свой «огонь» и организуем для себя пространство для творчества.

Наталья: За «хворостом» чаще ходим в те места, где его можно раздобыть! Это специализированные магазины, творческие пространства, наполняемся, смотрим.

-Наверное, хороший вариант для поиска своего творческого интереса – это посещение различных мастер-классов.

Наталья: Да, это отличный вариант. Здорово иметь возможность расспросить мастера, попросить у него индивидуальный мастер-класс. Когда я думала, что мне нужен питомник растений, я ходила по выставкам и приставала к ландшафтникам, чтобы они взяли меня на работу. Я попробовала и поняла, что это желание было не истинным. Хорошо, что я тогда не вложилась в этот проект. Так что да, пробовать – это классно. И под крылом мастера – здорово начинать. Потому что он расскажет тебе о нюансах и подводных камнях, поделится знаниями. Это и экономия времени, и экономия денег и своего внутреннего ресурса. Когда ты сам не можешь перебороть страх нового – иди к специалисту, с помощью которого ты получишь понятную инструкцию.

Полезные ссылки:

Наталья Суворова https://vk.com/burd_nataly

Творческая Лаборатория https://vk.com/creativelaboratory

Организатор пространств Алина Ныркова https://vk.com/poryadoktime