Продолжение историй о гигантском борщевике, который начали активно насаждать в России в сталинскую эпоху, по инициативе агронома и биолога Трофима Лысенко.
Псевдонаучные теории академика Лысенко и преследование всех несогласных с ним ученых вошли в историю под названием “лысенковщина”. “Народный академик” завоевал особое расположение Сталина обещаниями резко увеличить урожаи, надои и приплоды в колхозах.
Лысенко утверждал, что он может изменять и улучшать сельскохозяйственные культуры благодаря изобретенной им методике “переделки природы путем воспитания” - и журнал Story описывал, как представители Лысенко докладывали на собраниях в Академии наук:
“Мы проводили опыты над крысами, обрезая им хвосты. Через пару поколений заметили, что крысы рождаются с меньшими хвостами. Еще несколько лет опытов, и мы получим бесхвостых потомков”.
Вот в этих фантастических проектах переделки природы фигурировал и знаменитый борщевик. Начиная с 1950 года по указаниям Лысенко в стране начали массово сеять этот сорняк - как кормовое растение для скота.
“Народный академик” обещал завалить все колхозы дешевыми кормами. Но как и другие эксперименты Лысенко, этот тоже провалился, и последствия были ужасны. Борщевик неприхотлив, быстро размножается и дает обильный урожай. Однако быстро выяснилось, что коровам не нравится корм на основе борщевика, к тому же молоко из-за него становилось горьким.
Борщевик стал бесконтрольно разрастаться. Этот сорняк появился в Восточной Европе, в Польше, где его прозвали “Местью Сталина” – а затем о борщевике заговорили политики западных стран, журналисты и даже музыканты. Британская группа Genesis в 1971 году выпустила песню о гигантском борщевике (“Giant Hogweed”), был привезен в Лондон одним английским ученым и стал бурно разрастаться.
В песне описывалась вполне реальная история. Борщевик появился в Англии еще в 1817 году - он упоминался в опубликованном тогда списке экспонатов королевских ботанических садов Кью, в парковом комплексе в юго-западной части Лондона. И борщевик был доставлен в Кью действительно из России - из ботанического сада в Горенках в Подмосковье, в усадьбе семьи графов Разумовских. Вот это все и описывалось в песне группы Genesis - как борщевик начал свое проникновение из России в Европу и стал стремительно захватывать земли:
“Давным-давно на российских холмах
Английский ученый нашел борщевик.
Гигантский куст он привез домой.
Эта ботаническая тварь возбудилась и жаждет мести”.
Песня Genesis - это антироссийская клевета, на самом деле наоборот это Запад виноват в стремительном распространении у нас борщевика, это западные шпионы тайно завозили к нам вредные семена. Такова была версия, которую озвучивали советские чиновники и газеты.
Эта версия об иностранцах, тайно доставляющих к нам всякую заразу, бурно расцвела во время Московской олимпиады 1980 года. Учителя в школах и лекторы на заводах были привлечены к этой пропагандистской компании - и инициатива исходила сверху: власти хотели, чтобы испуганное население поменьше общалось с приехавшими на Олимпиаду иностранными туристами.
И вот в школах учеников пугали рассказами о том, что иностранцы дарят советским людям авторучки, которые взрываются в руках – или предлагают детям отравленную жевательную резинку. Популярностью пользовался рассказ про мальчика, которого иностранка в темных очках угостила на улице жвачкой, а мама-химик проверила эту жвачку в лаборатории, и в ней оказался яд.
Под влиянием таких пропагандистских материалов в СССР получили широкое распространение городские легенды о врагах, которые используют против советской страны биологическое оружие. Например, в разгар строительства Байкало-Амурской магистрали стали рассказывать истории об иностранцах, которые к рельсам БАМа подкидывали опасных клещей в ампулах:
«Находишь такую ампулку, а там ватка и черные точки. Это клещи, которых американцы забрасывают».
Но подробнее об этом - в следующей публикации, в продолжении историй о страшном борщевике.