Режиссёр фильма «Папа, сдохни» снял новый фильм, в котором его занесло куда-то не совсем (или совсем не) туда.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
В 2018 году молодой режиссёр Кирилл Соколов выпустил на экраны свою первую полнометражную картину — задорный и кровавый экшен «Папа, сдохни». Ленту благосклонно приняли зрители и критики не только в России, но и за рубежом. Это было не удивительно — фильм говорил на универсальном киноязыке, хорошо понятном любому фанату Тарантино и других адептов экранного ультранасилия. Спустя четыре года Соколов представил на суд публики свою вторую картину, и она оказалось далеко не такой однозначной, как его искромётный дебют.
Если «Папа, сдохни» представлял собой камерное действо, ограниченное стенами отдельно взятой квартиры, то «Оторви и выбрось» совершил ошибку и вышел-таки из комнаты: перед нами полновесное путешествие по русским просторам, бессмысленным и беспощадным.
Второй фильм Соколова напечатан широкими штампами о народной жизни, особенно расхожими в среде «оторванной от народа интеллигенции». Главная героиня Оля (Виктория Короткова) выходит из тюрьмы, куда отправилась за то, что выколола глаз своему хахалю-менту (Александр Яценко). В тюрьме женщина осознала, как сильно любит доченьку Машу (Софья Кругова), и решила забрать её у воспитывающей девочку бабушки — своей матери Веры Павловны (Анна Михалкова). Однако последней пришлась не по душе перспектива отдать дитё непутёвой вчерашней зэчке, и вместе с вышеупомянутым ментом она бросилась в погоню за беглянками по среднерусским полям и лесам.
В своём новом фильме режиссёр решил расширить не только географию действия, но и жанровые рамки. В «Оторви и выбрось» тоже хватает кровавого насилия, но основной фокус сделан не на нём. Перед нами скорее семейная драма в сочетании с «дорожным экшеном» типа «Бумера», а элементы «мочилова ради мочилова» носят эпизодический характер.
При этом официально и вовсе заявлено, что мы смотрим комедию — однако вряд ли большое число зрителей будет хохотать над происходящим. Конечно, события картины сложно воспринимать всерьёз, но если это и юмор, то весьма специфический.
Квинтэссенцией указанного своеобразия становится сцена, в которой дочка главной героини решает в отместку преследователям справить большую нужду прямо посреди комнаты. Процесс сопровождается реалистичными звуками (хотя итоговый результат нам всё-таки не показывают, что радует). Кажется, на современном сленге подобная «атмосфера» называется «кринж». Впрочем, поклонникам других русских «комедий», вроде «Зелёного слоника» или хотя бы балабановских «Жмурок», такой «юмор» может прийтись и по вкусу.
Любопытно, что лучшим отрезком «Оторви и выбрось» является финальный, и именно там от шутливого тона не остаётся и следа: вместо этого мы видим настоящую оду семейному духу, подобную той, которую Жора Крыжовников исполнил в концовке «Горько!» — только всё в том же привычном для Соколова кровавом тарантиновском антураже. Благодаря ей впечатление от картины оказывается скорее положительным.
И всё же молодой режиссёр, кажется, не совсем разобрался с тем, что он хочет снимать. Решив сохранить рецепт успеха своего дебюта, он не учёл, что забавный кровавый треш плохо сочетается с более серьёзными жанрами.
Если в «Папа, сдохни» перед нами были условные Отец, Мать, Невеста и Жених, то в «Оторви и выбрось» мы видим национальный колорит русской провинции и сложные семейные взаимоотношения. Для таких тем требуется куда более глубокая проработка характеров, однако в итоге получаются всё те же плоские модели людей — достаточные для экшена, но крайне убогие в контексте даже самой простой драмы.
А о русской специфике Соколов, несмотря на свою фамилию, кажется, знает не больше того же Тарантино — настолько «общечеловеческим» выглядит его кино, хотя и снято оно среди берёзок, ментов и деревенских срубов. Впрочем, это общая беда молодого поколения российских кинематографистов, выросших на почве бурно развивавшейся в последние десятилетия культурной «глобализации». Теперь явно пора переучиваться — продать свои таланты на Запад в ближайшее время будет всё сложнее.
«Оторви и выбрось» — хаотичный и лоскутный фильм со множеством невразумительных ходов (например, вся линия с семейкой тюремных охранников попросту не нужна), однако по-своему демонстрирующий индивидуальность режиссёра и его не до конца раскрытый творческий потенциал.