Эти проекты, о которых знал каждый школьник СССР, напоминали научную фантастику и воспринимались словно краткое изложение захватывающего романа. Именно так воспринимал я, когда был мальчишкой и с увлечением читал накопленные на нашей даче старые журналы.
Фантастику - в жизнь
На этих пожелтевших от времени пыльных страницах рассказывалось о грандиозном тоннеле, который соединит СССР и Аляску, о раскаленных пустынях, которые покроются полями и лесами, о преобразовании климата, который поможет растопить полярные льды и добраться до неисчерпаемых подземных сокровищ. Описания этих мегастроек затмевали самые "раскрученные" чудеса света, от древних пирамид до современных достающих до туч небоскребов и грандиозных мостов. Но почему же эти проекты не стали реальностью? Из-за того, что они требовали объединения усилий враждующих держав - например, Советского Союза и США, которым предстояло построить многокилометровую дамбу через Берингов пролив и пустить по ней работающие на атомном ходу поезда? Из-за дороговизны строек или отсутствия необходимой техники? Из-за рисков экологического характера, перевешивавших все обещанные в будущем выгоды советских мегастроек? Или по другим причинам?
Лесной пояс против суховеев
"И то, и другое, и третье, плюс перемены "наверху", связанные со сменой правящих элит или изменением модели государства",- считаю я. Возьмем, к примеру, легендарный сталинский план преобразования природы, родившийся после Великой Отечественной войны и опыта послевоенного голода в 1946-47 году. Он предусматривал посадку миллионов гектаров лесов, которым предстояло задерживать обычные в степных районах нашей страны пыльные бури. А еще - переворот в методах землепользования и создание искусственных водоемов, которые предполагалось использовать не только для орошения полей и садов, но и для работы ГЭС. Часть из этого плана была воплощена, в чем может убедиться любой путешествующий по югу нашей страны. И все же то, что было выполнена - лишь небольшая часть проектов, свернутых после смерти Сталина. О поражающих воображение планах напоминают лишь старые журналы, архивные документы и творения признанных мастеров культуры, увлеченных грандиозностью замыслов. Например, Константина Паустовского и Дмитрия Шостаковича.
Почему Сахалин не привязали к Большой земле
А планы строительства Сахалинского железнодорожного тоннеля, соединяющего этот восточный форпост России с материком, вынашивались еще в конце 19 века, когда набиравшая силу Российская империя неуклонно продвигалась на Восток. Осуществлению смелого замысла помешали Русско-японская война, затем - Гражданская война, японская оккупация Дальнего Востока и необходимость преодоления послевоенной разрухи. В следующий раз этот проект "воскрес" в самом начале 1950-х и снова был "похоронен" на долгие годы в связи со смертью вождя народов, хотя к 1953 году к Татарскому проливу уже было подтянуто 27 тысяч человек. Так что связь Сахалина с Большой землей и сейчас зависит от условий навигации!
Последний мегапроект Страны Советов
Ну, а проект поворота рек Севера и Сибири в среднеазиатские республики, который погубила перестройка, стал "лебединой песнью" Страны Советов, граждане которого мечтали уже не о грандиозных свершениях, а о вполне приземленных благах вроде победы над всеобщим дефицитом и возможности путешествовать за границу. Считается, что крест на этих замыслах поставили опасения экологического порядка. Но некоторые считают, что это были усталость и скептицизм граждан, которые предпочитали маленькие радости частной жизни перспективам надрывать хребет ради великой цели. Не зря одним из первых энтузиастов раннего варианта этого проекта стал человек совсем другой эпохи - знаменитый путешественник, географ и писатель Владимир Обручев. Помните его "Землю Санникова"?
И это - только самые знаменитые из неосуществленных мегазамыслов СССР, описания которых поражают воображение даже знатоков голливудских фильмов или искушенных читателей научной фантастики. Слышали ли вы о рукотворных морях и каналах, которые должны были заменить автомобильные и железные дороги и выдавать супердешевое электричество для так и не построенных ГЭС?
Или об атомных станциях для поселений советского Севера, раз и навсегда снимавших проблему зависимости от дорогущего "северного завоза" мазута и газа? Некоторые из этих проектов вроде проекта строительства Сахалинского тоннеля пытаются воскресить в наши дни, но через год-полтора, подсчитав расходы, словно возвращают в "долгий ящик".
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал! А также читайте по теме:
Учёные выяснили, что Чёрное море самый опасный водоём на нашей планете
Европу и Африку никогда не соединят мостом или тоннелем. Хотя между ними всего 14 км
Сила инженерной мысли позволяет строить сооружения даже глубоко под водой