Ахтубинск - небольшой город на юге России.
Небольшой по площади, но большой по значению!
Рассекреченный наукоград, город летчиков-испытателей находится в степи, на границе с Казахстаном, на крутых берегах Ахтубы и Волги. Отсюда и перепад температуры: летом +40°C, а зимой -30°C…
Раньше на территории города было три поселения: Петропавловка, Ахтуба и Владимировка, которая была известна с 1793 года. Слобода Владимировка берет свое название от церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери.
Здесь выращивали зерно, занимались скотоводством, добывали соль на озерах Эльтон и Баскунчак.
Все, у кого было желание и силы добывать соль, получали различные льготы и земляные участки. Соль речным путем перевозили из Владимировки в крупные города – Царицын (ныне Волгоград), Самару, Астрахань, Саратов.
Спустя десятки лет Слобода разрослась, появились две церкви, мужское училище, два завода, кузницы, пожарная станция, несколько хлебных магазинов, маслобойные заводы, более 100 мельниц, пожарная станция, консервный завод и мясокомбинат. Благодаря созданию школ, клубов и мастерских ощутимо повысился уровень образования и культуры.
Шло время, и активно развивалась железная дорога. Для увеличения скорости перевозки соли в 1882 году в нескольких километрах от Владимировки была построена железнодорожная станция Ахтуба.
После революции и с началом гражданской войны развитие Владимировки, Петропавловки и Ахтубы заметно замедлилось, но, что главное, не остановилось. Несмотря на трудные времена, во Владимировке в 1926 году была проведена первая выставка сельскохозяйственной продукции.
Создаются колхозы, прокладываются канализация и водопровод.
В 1947 году за пределами Слободы строят военный полигон, а на окраине Владимировки появляется засекреченное поселение с названием Москва-400, в которое местные жители могут попасть исключительно по пропускам.
В 1959 году эти три села, военный полигон и военный городок объединяются в город Ахтубинск. Город продолжает развиваться: начинается застройка новых районов домами, социальными и бытовыми учреждениями.
И вот сейчас, пройдя такой нелегкий путь Ахтубинск заслуженно носит звание "крупнейший авиационный центр страны".
Главное предприятие города — Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова – его смело можно назвать летописью авиации от начала прошлого века до наших дней.
В разные годы здесь проходили службу 92 Героя Советского Союза и 14 Героев России.
В Центре трудилось более 100 заслуженных летчиков и штурманов-испытателей, здесь работали Георгий Байдуков (советский лётчик-испытатель, один из руководителей создания системы ПВО СССР), Степан Микоян (советский лётчик-испытатель, за проведение государственных испытаний МиГ-25 удостоен звания Героя Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР), Георгий Береговой (лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации), Степан Супрун (советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель, близкий друг Валерия Чкалова, проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L, первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне), Валерий Чкалов (советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза, командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку), Андрей Юмашев (Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, лётчик-испытатель 1-го класса, поднял в небо и провёл испытания экспериментального самолёта «Сталь-6»; принимал участие в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, «Сталь-7», Пе-8, пассажирского самолёта АНТ-9).
Этот испытательный центр посещали и российские лидеры такие, как: Никита Хрущев, Леонид Брежнев и Борис Ельцин.
Быть испытателем ответственно и интересно, но, к сожалению, за постоянный риск многие из героев расплачивались жизнью.
С 1920-х годов в испытательных полетах погибло свыше 120 летчиков, штурманов и инженеров Центра.
Средняя продолжительность жизни летчика-испытателя в СССР ограничивалась всего 42 годами…
Ахтубинск по праву можно назвать авиационно-испытательной столицей России. Поэтому неудивительно, что большинство памятников, установленных здесь, - авиационные.
Неожиданно для меня, город оказался очень уютным, чистым, с множеством интересных памятников и необычайно интересной историей, которую с удовольствием вам расскажут в Районном историко-краеведческом музее.
г. Ахтубинск, Ахтубинский р-н., ул. Шубина, д. 131, тел: +7 (851) 415-21-94
💙
Хороших Вам прогулок и приятных путешествий 😍