Найти тему

Недавно рассекреченный город летчиков-испытателей. Ахтубинск.

Ахтубинск - небольшой город на юге России.

Небольшой по площади, но большой по значению!

Мемориал «Крыло Икара» посвящён памяти лётчикам-испытателям не вернувшимся из полётов. Монумент, установленный в 1973 году, по праву считается символом города и находится на набережной Ахтубы в небольшом, но уютном парке. Его центральная часть – стальное крыло, а по краям - четыре стелы из черного гранита с высеченными именами погибших летчиков, которые сверху напоминают памятный крест. Макет памятника утвердил знаменитый лётчик С. А. Микоян. А разработал памятник в 1960-х годах скульптор Виктор Фетисов для одного из творческих конкурсов.
Мемориал «Крыло Икара» посвящён памяти лётчикам-испытателям не вернувшимся из полётов. Монумент, установленный в 1973 году, по праву считается символом города и находится на набережной Ахтубы в небольшом, но уютном парке. Его центральная часть – стальное крыло, а по краям - четыре стелы из черного гранита с высеченными именами погибших летчиков, которые сверху напоминают памятный крест. Макет памятника утвердил знаменитый лётчик С. А. Микоян. А разработал памятник в 1960-х годах скульптор Виктор Фетисов для одного из творческих конкурсов.

Рассекреченный наукоград, город летчиков-испытателей находится в степи, на границе с Казахстаном, на крутых берегах Ахтубы и Волги. Отсюда и перепад температуры: летом +40°C, а зимой -30°C…

Здесь в мае УЖЕ, а в октябре ЕЩЁ, цветут розы...
Здесь в мае УЖЕ, а в октябре ЕЩЁ, цветут розы...

Раньше на территории города было три поселения: Петропавловка, Ахтуба и Владимировка, которая была известна с 1793 года. Слобода Владимировка берет свое название от церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери.

Здесь выращивали зерно, занимались скотоводством, добывали соль на озерах Эльтон и Баскунчак.

Все, у кого было желание и силы добывать соль, получали различные льготы и земляные участки. Соль речным путем перевозили из Владимировки в крупные города – Царицын (ныне Волгоград), Самару, Астрахань, Саратов.

Спустя десятки лет Слобода разрослась, появились две церкви, мужское училище, два завода, кузницы, пожарная станция, несколько хлебных магазинов, маслобойные заводы, более 100 мельниц, пожарная станция, консервный завод и мясокомбинат. Благодаря созданию школ, клубов и мастерских ощутимо повысился уровень образования и культуры.

Шло время, и активно развивалась железная дорога. Для увеличения скорости перевозки соли в 1882 году в нескольких километрах от Владимировки была построена железнодорожная станция Ахтуба.

После революции и с началом гражданской войны развитие Владимировки, Петропавловки и Ахтубы заметно замедлилось, но, что главное, не остановилось. Несмотря на трудные времена, во Владимировке в 1926 году была проведена первая выставка сельскохозяйственной продукции.

Создаются колхозы, прокладываются канализация и водопровод.

Памятник «Мы победили!» — памятник бойцам 902-го стрелкового полка и их помощникам верблюдам. Почему верблюды...? Во время боев под Сталинградом, в сентябре 1942 года, был сформирован полк, но не хватало боеприпасов, бойцов, лошадей. Из Туркмении прибыло пополнение с верблюдами и было решено использовать этих животных в качестве тягловой силы – тянуть пушки. Это единственный в России памятник верблюдам, участвовавшим в Великой Отечественной войне и дошедшим до самого Берлина.
Памятник «Мы победили!» — памятник бойцам 902-го стрелкового полка и их помощникам верблюдам. Почему верблюды...? Во время боев под Сталинградом, в сентябре 1942 года, был сформирован полк, но не хватало боеприпасов, бойцов, лошадей. Из Туркмении прибыло пополнение с верблюдами и было решено использовать этих животных в качестве тягловой силы – тянуть пушки. Это единственный в России памятник верблюдам, участвовавшим в Великой Отечественной войне и дошедшим до самого Берлина.
В 1947 году за пределами Слободы строят военный полигон, а на окраине Владимировки появляется засекреченное поселение с названием Москва-400, в которое местные жители могут попасть исключительно по пропускам.

В 1959 году эти три села, военный полигон и военный городок объединяются в город Ахтубинск. Город продолжает развиваться: начинается застройка новых районов домами, социальными и бытовыми учреждениями.

И вот сейчас, пройдя такой нелегкий путь Ахтубинск заслуженно носит звание "крупнейший авиационный центр страны".

Памятник Валерию Павловичу Чкалову установлен 25 сентября 1990 года, в день когда Государственный летно-испытательный Центр (ГЛИЦ), носящий имя выдающегося советского лётчика-испытателя, отмечал свое 90-летие.
Памятник изготовлен в Волгограде.
Памятник Валерию Павловичу Чкалову установлен 25 сентября 1990 года, в день когда Государственный летно-испытательный Центр (ГЛИЦ), носящий имя выдающегося советского лётчика-испытателя, отмечал свое 90-летие. Памятник изготовлен в Волгограде.

Главное предприятие города — Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова – его смело можно назвать летописью авиации от начала прошлого века до наших дней.

В разные годы здесь проходили службу 92 Героя Советского Союза и 14 Героев России.

В Центре трудилось более 100 заслуженных летчиков и штурманов-испытателей, здесь работали Георгий Байдуков (советский лётчик-испытатель, один из руководителей создания системы ПВО СССР), Степан Микоян (советский лётчик-испытатель, за проведение государственных испытаний МиГ-25 удостоен звания Героя Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР), Георгий Береговой (лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации), Степан Супрун (советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель, близкий друг Валерия Чкалова, проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L, первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне), Валерий Чкалов (советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза, командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку), Андрей Юмашев (Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, лётчик-испытатель 1-го класса, поднял в небо и провёл испытания экспериментального самолёта «Сталь-6»; принимал участие в государственных испытаниях истребителей И-3, И-4, И-7, разведчиков Р-3, Р-6, Р-7, бомбардировщиков ТБ-1бис, ТБ-3, «Сталь-7», Пе-8, пассажирского самолёта АНТ-9).

Этот испытательный центр посещали и российские лидеры такие, как: Никита Хрущев, Леонид Брежнев и Борис Ельцин.

Аллея героев посвящена памяти самоотверженного труда и ратного подвига испытателей авиационной техники Героев Советского Союза и Героев России.
Аллея героев посвящена памяти самоотверженного труда и ратного подвига испытателей авиационной техники Героев Советского Союза и Героев России.

Быть испытателем ответственно и интересно, но, к сожалению, за постоянный риск многие из героев расплачивались жизнью.

С 1920-х годов в испытательных полетах погибло свыше 120 летчиков, штурманов и инженеров Центра.

Средняя продолжительность жизни летчика-испытателя в СССР ограничивалась всего 42 годами…

Ахтубинск по праву можно назвать авиационно-испытательной столицей России. Поэтому неудивительно, что большинство памятников, установленных здесь, - авиационные.

Памятник Самолет МиГ-23 установлен на въезде в Ахтубинск. В Ахтубинске испытания этого типа самолета проходили с 1971 по 1974 года. Позже, после того, как его кабину переоборудовали, убрав оттуда ручку управления и оснастив всем необходимым для проведения фото-видео съемки. ВВС располагало всего лишь двумя такими самолетами. Многие специалисты 9 управления ГЛИЦ летали на нем в качестве воздушных операторов, чтобы зафиксировать результаты испытаний. Именно на этом самолете завершал свои испытательные полеты в Ахтубинске легендарный летчик Степан Анастасович Микоян.
Памятник Самолет МиГ-23 установлен на въезде в Ахтубинск. В Ахтубинске испытания этого типа самолета проходили с 1971 по 1974 года. Позже, после того, как его кабину переоборудовали, убрав оттуда ручку управления и оснастив всем необходимым для проведения фото-видео съемки. ВВС располагало всего лишь двумя такими самолетами. Многие специалисты 9 управления ГЛИЦ летали на нем в качестве воздушных операторов, чтобы зафиксировать результаты испытаний. Именно на этом самолете завершал свои испытательные полеты в Ахтубинске легендарный летчик Степан Анастасович Микоян.

Неожиданно для меня, город оказался очень уютным, чистым, с множеством интересных памятников и необычайно интересной историей, которую с удовольствием вам расскажут в Районном историко-краеведческом музее.

г. Ахтубинск, Ахтубинский р-н., ул. Шубина, д. 131, тел: +7 (851) 415-21-94

💙

Хороших Вам прогулок и приятных путешествий 😍