Найти в Дзене

Музыкальное образование в России - всё? Про частников

Оглавление

___________________________________________________________________________________

Дисклеймер: данная статья не несёт в себе цели оскорбить или дискредитировать институты культуры и образования РФ, а также отдельных людей. Она отражает мнение одного-единственного человека, являющегося музыкальным педагогом, создающего контент на этой странице. Просьба отнестись с пониманием и, если вы несогласны, высказаться в комментариях, рассказав вашу позицию без осуждения.

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

«Мы открываем бизнес, мы будем делать бабки» — что-то знакомое, не так ли? Если нет, мы вам немного даже завидуем… Но сейчас не про приставучую песню Shooval. Сейчас про частное музыкальное образование. Как говорится, хозяин - барин, поэтому в частных музыкальных образовательных учреждениях правила, устои и творческий процесс диктуются не кем-то сверху, а неким очень конкретным: организатором-худруком каждой конкретной школы. 

Обычно такие школы делятся на:

  • Чисто бизнес;
  • Бизнес + творчество;
  • Бизнес + качество преподавания;
  • Бизнес + творчество + качество преподавания;
  • Бизнес + творчество + качество преподавания + увлекательная творческая жизнь (например, отчётные концерты).
  • Бизнес во всех пунктах стоит первым, конечно, не спроста. Потому что это, прежде всего, бизнес. Иначе школа просто-непросто не выдержит конкуренции и развалится. Денежный вопрос, к сожалению, - фундаментальная вещь в каждой частной школе. Но давайте по порядку.
Классический пример класса частной школы (музыкальная школа Sing & Play)
Классический пример класса частной школы (музыкальная школа Sing & Play)

Начальный этап: любительский уровень

Детей в частные школы приводят реже, чем в классические ДМШ. Если говорить про взрослых, они, как правило, самостоятельно «дозревают» до занятий музыкой. У меня, кстати, есть опыт преподавания в частной школе для взрослых, это очень интересно. Кстати, и взрослые, и дети в таких школах редко ставят цели в духе «к [такому-то] числу я должен сыграть [что-то]». Гораздо чаще они приходят до или после работы или учебы, чтобы переключиться с рутины на что-то совершенно иное. То есть играют для себя, для души. Поэтому здесь у хорошего педагога немного другие критерии оценки. Преподаватель на вес золота - тот, который сможет увлечь и не нагрузить излишками и амбициозностью, притом даст толчок для совершенствования. 

-2

Начальный этап: Профессиональный уровень

Если любители играют для себя, профессионалам несколько сложнее. И, по сравнению с государственными, явно сложнее им заниматься в частных учебных заведениях. Во-первых, педагог-профессионал с большой буквы в частной школе скорее редкость. А зачастую это и вовсе студенты, которые идут туда работать из-за маленькой стипендии и стремления выжить в этом суровом мире. Однако даже хороший студент консерватории — не «равно» хорошему педагогу, к сожалению.

Когда разговариваю со своими однокурсниками, которые выступают на сцене, часто сталкиваюсь с их удивлением. Удивлением после того, как они узнают, что я люблю, действительно люблю, преподавать. А еще они не понимают, как я это делаю. Поэтому для владельцев частных школ при подборе педагогов очень важно протестировать их на «подсадном» ученике — и лишь потом принимать решение о сотрудничестве. 

Во-вторых, мотивация. Педагог в ЧМШ получает в среднем до 800 рублей за 45-60 минут. Это рано или поздно надоедает, какими бы чудесными ни были условия работы. 

В-третьих, документ об образовании. Частных школ, которые бы выдавали аттестаты государственного образца, сейчас нет. Это важное упущение не только для профи-пианистов, но и для любых других музыкантов: инструменталистов, вокалистов.

В-четвёртых, есть огромная разница в методиках каждой школы, что, с одной стороны, даёт творческое разнообразие (в отличии от академического образования, которое может отличаться «школой» (Нейгауз, Игумнов и др.), но не будет отличаться фундаментально), с другой стороны, создаёт излишние вариации в подходе к занятиям, работе, программе. В академизме так нельзя.

-3

Этап дальнейшего профессионального развития

Итак, профессионализм в частных школах зачастую ниже уровня, который необходим для творческого карьерного продвижения. Помимо этого, многое решают личные качества педагога, его маркетологические способности и связи (хотя, казалось бы, он педагог). Конечно, хоть и к сожалению, в государственных учебных заведениях это крайне важно, да и музыкальный мир (особенно в вузах и колледжах) довольно тесен. Договориться о чём-либо внутри этого, так сказать, своего, мирка гораздо проще, нежели пытаться влезать в него извне, из какой-то абстрактной частной школы. Подбирая педагога в ЧМШ для профессионального развития, нужно отдельно убедиться, какие у него вообще отношения и познания в мире классического музыкального образования.

Про частное преподавание. Не про частную музыкальную школу, а именно про репетиторов-частников

Самое прекрасное во всех смыслах преподавание — частное. Тут педагог — сам себе указ. Он сам строит свой график, не занимается бюрократией, берёт столько учеников, сколько считает нужным. Сам ставит цену, которая его мотивирует работать только лучше и лучше -> качество постоянно растет. Более того, с появлением музыкальных репетиториев — классов с почасовой арендой в центре обеих столиц и других городов — педагог любого уровня может приезжать туда как на своё рабочее место, не мотаясь по всему городу, а просто давая уроки там. Это, например, «Классическая Точка» в Санкт-Петербурге и PIANOROOMS Group в Москве.

PIANOROOMS - сеть музыкальных репетиториев Москвы
PIANOROOMS - сеть музыкальных репетиториев Москвы

Частный педагог сам решает, ученика какого уровня он может себе позволить. Кто-то берёт себе взрослых, которые не мучают педагога высокими целями, а приходят расслабиться, поиграть и поболтать. Кто-то реализует амбиции и занимается как репетитор с профессионалами. Кто-то — берёт талант ребёнка под свою опеку, окружает его вниманием от и до, выставляет от своего имени на конкурсы, устраивает ему концерты, причем на далеко не самых плохих концертных площадках: например, в Музее Скрябина или Доме Рахманинова на Ордынке. 

-5

Да чего уж тут, я и сам такой: постоянно выставляю своих учеников на конкурсах. Словами не передать, насколько приятно, когда оргкомитет, жюри и педагоги других конкурсантов понимают, что дитя от частника обыгрывает всех «бюджетников».

Потому что качество. А качество достигается за счёт творчества. Которое сейчас, к сожалению, все чаще и чаще убивается бюрократией - в случае госучреждений и бизнесом - в случае частных школ. 

Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург)
Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург)

ИТОГ АЖ ТРЕХ ЧАСТЕЙ ЭТОГО МАТЕРИАЛА 

  • В музыке главное — творчество. Если вдруг в вашем учебном заведении или у педагога не преобладает творчество — смело бегите оттуда.
  • Бюрократия — это то, что портит не только музыкальную сферу. Бюрократическую машину нужно упрощать.
  • Шаблонность творчества — та еще жуть. Дичайшая оплошность и антиутопия. Творчество выражается в разнообразии восприятий всего вокруг всеми. Одинаковое преподавание, одинаковые произведения у всего класса, одинаковые классы, одинаковые двери и стены школ — то, что рушит творчество.
  • У педагога должна быть мотивация работать в школе/колледже/вузе, под «брендом» хорошего учебного заведения. Если качественные и яркие педагоги повсеместно строят свой «бренд» самостоятельно, вне учебных заведений, кому-то стоит задуматься.
  • Хороший педагог сочетает в себе не только творчество, первоклассные умения и способность объяснять, но и качества классного менеджера и маркетолога. Связи столь же важны, сколь и творческо-техническая составляющая. 

Наш главный приоритет — сохранение культуры. Мы — преподаватели творческих дисциплин — не только строим «бренд» Русской фортепианной школы, но и воспитываем культурных людей, которые должны вспоминать творческие школы не как ад, а как место, которое они ценили, любили — и ценят и любят до сих пор. Любите своего ученика больше, чем себя самого. Тогда ученик полюбит столь же сильно и вас, дорогие педагоги творческих дисциплин.

А всем остальным просто хорошего дня:)

____________________________________________________________________________________

Смотрите другие части цикла:

____________________________________________________________________________________

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊