Истории с мусором, вообще экологические темы постепенно притягивают внимание не только экологов и энтузиастов экопривычек, но и совершенно несвязанных с этим людей разных профессий.
Например, художников, творческих людей, которые видят и созерцают этот мир в особых красках, а значит и проживают его по-особенному.
Они порой больше способны уловить связи, те, из которых состоит этот мир, и преломив ощущение этого мира через свою собственную призму, выдают то, что способно проникать в наши умы и сердца, давая возможность взглянуть на всё под новым углом и наконец достучаться до нашего разума.
Так, возможно, произойдёт с вами, если вы посмотрите фильм «Мусорное путешествие» Павла Отдельного и его интервью об этом фильме, данное сотруднику Дарвинского музея Яне Шклярской.
Павел Отдельнов - российский художник, создающий работы в жанре индустриального пейзажа.
Художник 2020 года по версии художественной ярмарки. Номинант премии Кандинского в номинации «Проект года».
В рамках своего проекта «Говённое море» он провёл эксперимент, в результате которого удалось смонтировать небольшой фильм «Мусорное путешествие».
Павел решил проследить за своим мусором с помощью GPS-маячков, куда он отправляется, от мусорного ведра и до самого конца, места, в котором в итоге этот мусор закончит свою жизнь.
Он выбросил свой мусор, прежде разместив в нем маячки, в разных частях Москвы - где живёт, где работает, где бывает у друзей в гостях.
Интересным оказалось то, что его мусор, выброшенный в разных местах Москвы, в итоге оказался в совершенно разных объектах. Часть мусора попало в мусоросортировочные центры, часть на полигоны и причём не только в Московской обл, но и во Владимирской, часть оказалось на мусоросжигательном заводе.
С помощью квадрокоптера ему удалось заснять все места, где оказалась та или иная часть его мусора…
На одной мусоросортировочной станции он даже отважился поработать день, но его хватило на несколько часов, настолько оказался это тяжёлый труд, сортировать 10 разных фракций мусора. Наличие непередаваемого неприятного запаха, неудобная поза во время работы, отсутствие необходимого для работы снаряжения, в итоге у него заболела спина… но на что не пойдёшь ради искусства! А ведь кто-то там работает каждый день!
По мимо фильма он создал несколько картин, где изобразил полигоны и происходящее на них каждый день.
Картины висели в качестве экспонатов выставки в Третьяковской галереи.
Уже во время проведения эксперимента Павел и его семья начали сортировать свой мусор и сдавать его на переработку. И это стало частью их жизни.
Комментарии Павла:
Пожелание к тем, кто выбрасывает мусор и вообще никак не сортирует мусор дома:
«Сортировать хотя бы на две фракции, что перерабатывается и что не перерабатывается. Есть смешанные отходы и те, которые будут переработаны. Это бы очень сильно облегчило, и тех кто работает в мусоросортировочных комплексах.
Преступно эту работу не делать, потому что из-за этого растут полигоны, растут в каком-то диком темпе. Занимают все больше и больше площади. Это ужасно.»
«Я не знаю как они там живут, за километров 7-8 уже чувствуется запах.
Те кто рядом они просто живут в постоянной вони.»
«Художник имеет состояние близкое к ребёнку.»
«Мы просто становится взрослыми, привыкаем навешивать на всё ярлыки, заранее, до того, как мы с чем-то ознакомились и узнали, заранее мы готовы дать всему оценку.
Побыть в безоценочном состоянии, не спешить, с выдачей этих ярлыков.
Это мне кажется очень важно.
Это помогает тому, чтобы вообще во что-то вникнуть, чем-то заинтересоваться.
Вот я заинтересовался этим вопросом с мусором.»
«Мне кажется 20 век не только не убедил нас, что мы неразумный вид, но по крайней мере зародил в нас какие- то сомнения, что мы именно Homo Sapiens. Век войн, больших каких-то конфликтов, экологического ущерба, мы чуть не угробили себя и Землю. В этот 20 век мы были на шаг от гигантских катастроф, от ядерных войн, это даже уму непостижимо, как мы были близко к этому и как это могло случится несколько раз в истории 20 века.»
«Сейчас наверно мы начинаем осознавать, что мы Homo anxious - человек тревожный.
Эта тревожность даёт нам общую эмпатию.»
«Я бы порекомендовал тем, кто задумывается, сортировать мусор или не сортировать, пойти порабатотать на мусоросортировочный завод. Хотя бы один день в жизни, все вопросы отпадут.»
Также из экологической серии у Павла есть ещё два проекта и они не менее интересны: «Психозойская эра» и «Промзона».
«Психозойская эра»
Так Вернадский определил геологическую эру формирования тела Земли - поверхности земли, когда её определяет уже не природная стихия, а сам человек становится преобразующей силой.
С помощью спутниковых снимков Павел запечатлел самые ужасные и самые грязные места в нашей стране, отстойники и шламонакопители самых ядовитых и опасных веществ, куда десятилетиями свозились отходы разных химических производств, такие как например, накопитель «Чёрная Дыра» (занесённый в книгу рекордов Гинесса, как самый загрязнённый малый водоём на планете»), шламонакопитель химзавода «Каустик» в г. Волгограде и др.
В результате получилась серия картин
также в одно время были экспозициями выставки, а сейчас на них можно посмотреть на сайте Павла.
Там же можно посмотреть тизер снятого материала об этих местах.
Шокирующее зрелище, даже глядя на картины …
«Промзона»
На этот проект художника вдохновили рассказы членов семьи, три поколения которых проработали на химических заводах Дзержинска.
Для подготовки он исследовал места, где находились заводы, беседовал с людьми там работавшими когда-то, изучал архивы, газетные вырезки и также создал серию картин, инсталляции, позволяющих окунуться в этот мир прошлого.
Также ознакомиться можно на его сайте.
Все работы становятся экспонатами выставок не только в нашей стране, но и зарубежом.