Найти в Дзене

Что становится предметом загадки?

Природа, человеческое тело, мир животных и растений, труд земледельца, домашний быт — вот основной объем охваченных загадкою явлений.

Природа
Природа

В книге автора М.А.Рыбниковой «Загадки – М.-Ленинград, «Academia», 1932 г.» утверждается, что загадки дореволюционного периода в их тематике образуют круг примитивного мироведения. И всё это лишь в той мере, как оно обращено к трудовой практике крестьянина. Животные лишь те, с которыми он непосредственно соприкасается: волк, лиса, медведь, заяц; насекомые в том же домашнем круге: муха, таракан, жук, блоха, борьба человека с насекомыми, его уход за пчелою. Дикие звери даются в их опасности по отношению домашних животных. Загадки об отвлечённых понятиях - правде, об имени, о безграмотности, о религии — редкие загадки.

Загадка по природе своей предметна. И вот для этой её конкретности, предметности характерны все эти детали предметов, которые она отмечает. Всё, что берется в руки, чем деревенский человек работает, всё это тысячекратно повторяется в загадках: хомут и дуга, игла и ножницы, соха и борона, коса и цепы и т. д. - Всё конкретное, частное, осязаемое. Сам человек опознается во всех частях его тела, во всех органах. Видовое, а не родовое — вот что отмечает загадка. Морковь, свекла, лук, а не овощи; овца, баран, корова, лошадь, кот - а не домашнее животное, хотя почти о каждом из них загадывают: «Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун». То же с насекомыми; и о мухе и о таракане — „Что над нами вверх ногами?" Отгадка определенная; „муха" или „таракан", а не „насекомое. В редких, исключительных случаях какой-нибудь книжник фиксирует отгадку общими словами, но эти отгадки явно выпадают из основного ряда конкретности.

Муха, а не насекомое
Муха, а не насекомое

Пословица даёт суждение, обобщение, вывод, фиксирует жизненную философию. Например: «От добра добра не ищут». «У страха глаза велики». Загадка, с её частным мироведением, поэтична по преимуществу; пословица, с её общим мировоззрением, стоит уже на грани поэзии и философии. Имея в виду предметы в их частном бытии, загадка вся направлена к тому, чтобы развернуть представление о предмете. Загадка или вскрывает происхождение предмета, или его функцию, или же даёт всю его биографию, с начала и до конца его бытия. Иногда загадка останавливается в фиксации основного впечатления человека от предмета зрительного или слухового; но ведь и это в той стадии мироведения, которую даёт загадка, много значит: характеризовать предмет, хотя бы статически.

Кругла, а не девка, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа)

Какой нужен опыт, чтобы загадать про уголь, что он „и в земле не гниёт и в воде не тонет", про пух, что «поднять - легко, а через избу не перебросишь». Констатируются основные признаки вещи в её статике: это вещь на взгляд, на слух, моторная его оценка. Характеристики дают зрительную их выразительность. Дадим пример определения предмета на слух: - Под большим зеркалом плюх-плюх-плюх. (Вода подо льдом) Конечно, нельзя резко отделить слуховую реакцию от зрительной („под большим зеркалом“), но всё же ясно, что предмет определяется прежде всего реакцией глаза или уха, реже — реакцией моторной. Это касается, конечно, тех загадок, которые дают как бы статическую зарисовку.

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на мой канал!

#творчество для детей

#русский язык

#загадки

#фольклор

#литература

#тайны

#развитие ребенка

#кругозор

Познакомиться с авторскими загадками можно в книге "Батый Ирина. Весёлые загадки обо всём"

Узнать всё сразу можно из авторской книги: "Отгадай, дружок, загадку! Тайны загадок"

Вы любите тайны? Тогда эта книга для Вас! Представляется возможность узнать все тайны загадок: почему так важно и полезно: взрослому человеку уметь удивить, задав загадку, а ребёнку – сообразить и обосновать ответ. Эта книга для детей, потому что в ней много разных загадок. Эта книга и для взрослых, так как автор говорит с читателями об истории возникновения и практике использования загадок. Рассуждения коротки, а примеры многочисленны.