Программа «Приоритет 2030» дала возможность российским вузам по-новому сформировать концепцию образования в конкретном вузе, систематизировать и структурировать подход к целям и задачам вуза от регионального до федерального масштаба.
21 век требует от систем постоянных перемен: растет знание, растут требования и ожидания не только у креаторов, но и у потребителей. И это один из основных вызовов, который ежегодно в приемную кампанию обновляет условия, талантливый и способный абитуриент выбирает теперь университет по различным критериям, в том числе по возможностям, которые есть в конкретной образовательной среде. На круглом столе в МИА «Россия сегодня» сегодня обсуждали «Модели высшего образования. Как выбрать свой университет?».
Нобелевская модель
Модель Физтеха была сформулирована еще Капицей, она имеет 3 ключевых пункта: - отбор самых талантливых. Примерно 80 абитуриентов ежегодно получают грант на обучение по итогам собеседования. - фундаментальная подготовка, где первые 2 курса учеба с 9 утра до 8 вечера 5 дней в неделю. - последующее погружение в практику предприятий и научных институтов.
«В результате программы «5-100» нам приходилось создавать собственные подразделения в области двумерных материалов, ИИ, генетики, чтобы эта система не утратила эту суть»
- отметил ключевое изменение Виталий Баган, проректор по научной работе Московского физико-технического института.
Модель для открытого университета
ИТМО ощущает себя модным и неклассическим университетом, поэтому их модель ориентируется на подготовку специалиста, готового сразу занять позицию middle. Поэтому некоторые образовательные программы формируются под проект, второй важный навык – продуктовое мышление.
«В 21 веке фундаментальная подготовка должна быть расширена с позиции неклассического университета. И в добавление к тем предметам, которые не устаревают, мы добавляем блок предпринимательской культуры, цифровой культуры, критическое мышление и креативные технологии»
- поделилась опытом слияния фундаментальной и актуальной подготовки Дарья Козлова, первый проректор Национального исследовательского университета ИТМО.
Модель для типичного вуза
Типичность российского вуза в постоянном росте и изменениях, которые диктует время и современное образование. Во главе угла модели УрФУ стоит опыт, но не только образовательный, потому что студенту недостаточно одного образовательного пространства, он параллельно ищет реализацию в профессиональной, демографической и социальной траектории.
«Студент должен получить опыт образовательный, профессиональный и получить опыт лидерства. Будет ли это волонтерская группа или сложный инженерный проект, эту возможность мы тоже обязаны предоставить. Студент делает шаг, нас выбирает, а мы несем ответственность»,
- рассказывает о возможностях Даниил Сандлер, первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета.
Модель с субъектностью студента
Опыт Тюменского государственного университета, где в центре образовательного процесса – студент, и он может выступать в разных проектных ролях. Так повышается и мотивация студентов, среди первого выпуска студентов, которые учились по индивидуальным образовательным траекториям, большее количество молодых людей осталось в образовательном пространстве.
«Гипотеза очень простая, если студент начинает сам принимать решения относительно своего образовательного пути, мы сформируем у него навыки ответственности, самостоятельного планирования будущего и навык рефлексивности. Те из них, которые прошли этап личного выбора элективов, проектной деятельности, своего осмысленного профессионального самоопределения стали на порядок более мотивированными и успешными»,
- считает руководитель программы развития Тюменского государственного университета Таисья Погодаева.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/24774