Найти тему
Рюкзак туриста

Как строительство железной дороги «Вологда - Вятка» способствовало развитию северо-востока Костромского края? ст. Шарья.

Приветствую всех читателей и подписчиков моего канала! Ещё давно у меня были мысли рассказать о нашей провинциальной станции Шарья, с образования которой собственно и начинается история города. И сейчас этот момент настал!

Ещё в конце XIXвека встал вопрос о строительстве магистрали «Вологда – Вятка». По первоначальному проекту железная дорога должна была пройти из Вологды через Солигалич, Кологрив и Пыщуг с выходом на Котельнич и Вятку. Но буйский лесопромышленник Сипягин, имевший большое влияние в столице, видел прибыль для своего производства и добился изменения проекта от Вологды через Буй и Галич с удобным выходом к Котельничу и Вятке.

Проект был утверждён Императором 5 мая 1901г. На следующий год начались изыскания трассы. Ландшафт данной местности удобно подходил для железной дороги, хотя и не был идеален.

Одновременно со строительством Вологдо-Вятской магистрали возникали новые станции: Свеча, Поназырево, Якшанга, Шарья и др. Я не случайно перечислил их в таком порядке, поскольку дорогу к нашей станции подводили со стороны Вятки.

Место для будущей станции Шарья было выбрано на 19-м участке у деревни Большое Соколово и другими примыкавшими к ней: Малое Соколово, Козлово, Белозёрово, Мигуново, Васенёво, Корегино (впоследствии вошедших в состав города). Этому поспособствовали следующие условия: близость Старо-Вятского и Великоустюгского торгового тракта и реки Ветлуги, а также ровный ландшафт этой местности, предусматривавший дальнейшее развитие станции и населённого пункта. Изыскатели и инженеры не ошиблись в своём выборе!

В том месте, где сейчас расположен центр города и была деревня. Поскольку центр находится на возвышенности, это место назвали «Соколовский холм». По этому холму проходил участок старинного тракта соединявшего город Ветлугу с Никольском и Великим Устюгом. Весть о строительстве железной дороги привлекла и ветлужских купцов, которые здесь обосновались. Таким образом, на холме возник базар.

Станция получила название от неширокой речки Шарья, которая протекает примерно в ста метрах от вокзала. Впоследствии речку официально назвали Шарьинка.

1 ноября 1906г. состоялось открытие движения поездов по линии «Вологда – Вятка», а 24 ноября была официально открыта ст. Шарья. В 1907г. были возведены вокзал IIIкласса и паровозное депо с пунктом для отдыха локомотивных бригад. В депо изначально обслуживались паровозы серии «Ов» прозванные «овечками» и «Од». Постепенно появлялись и другие.

Первыми шарьинскими машинистами были: Тихонов Е.И и Зонтов (инициалы неизвестны),

Слева машинист Тиханов, рядом с ним Зонтов. Фото автора сделанное во время посещения Шарьинского краеведческого музея.
Слева машинист Тиханов, рядом с ним Зонтов. Фото автора сделанное во время посещения Шарьинского краеведческого музея.

Н.П. Савельев, А.А. Иванов. А первым начальником депо был А. Карташов.

Через год станция полностью была оснащена различным оборудованием. При ней имелись: пять телеграфных аппаратов и служебная телефонная сеть. В мастерских депо находилось четырнадцать различных станков и шесть кузнечных огней в горнах. В пакгаузе установлены сотенные весы подъемной силой 400 пудов. В это же время ведётся работа по устройству электрожезловой сигнализации на всей магистрали «Вологда – Вятка». Одновременно развивалась и прочая инфраструктура: строятся казармы для проживания железнодорожных рабочих, появляется станционный врачебный участок и узловая больница, а для детей открывается школа.

Однако коммерческое значение станции Шарья в то время было невелико. С неё отправлялись грузы, поступавшие с бумажной фабрики Бердникова, стекольного завода Базилевского и лесопильного завода братьев Сметских.

Так, в 1908г. было отправлено 92 тысячи пудов грузов: бумага, строительный камень, мочальные изделия и сельскохозяйственная продукция (мясо и масло). Прибыло же к нам 249 тысяч пудов грузов, в основном ржи, овса, муки. По данным пассажирских перевозок, за этот же год со станции отправились 8104 человека, а прибыли 5628 человек. Основными пассажирами были крестьяне-отходники.

К 1917г. станция была преобразована в крупный посёлок с паровозным и вагонным депо. А в 1938г. был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек. В августе 1944г. была образована Костромская область и Шарья вошла в её состав.

Пик активного развития города пришёлся на период 1950-70-х годов. Было образовано крупнейшее градообразующее предприятие ПДО «Шарьядрев». Появилось швейное, мебельное производство, увеличилось количество предприятий пищевой промышленности. Быстрыми темпами шло строительство: возводились жилые пятиэтажки и здания различной инфраструктуры.

Были планы и на дальнейшее развитие города, но кризис 90-х годов и последующая оптимизация внесли свои печальные коррективы. Однако, несмотря на трудности в городе идёт активная жизнь.

И неизвестно как бы сложилась судьба Шарьинской земли, если бы был утверждён первый проект строительства железной дороги.