Расскажем, зачем юношам для встреч с любимыми нужны были доски и почему у настоящих рыцарей глаза всегда на мокром месте.
1. Специальные доски для свиданий
Обычно юноша и девушка оказываются в одной кровати в интимных целях. По крайней мере, так современные люди думают. Но в Средневековье на то были другие взгляды.
Так, сохранились сведения L. Worsley. If Walls Could Talk: An Intimate History of the Home , что в ту пору в Германии, Швейцарии, Уэльсе и Скандинавии сексуальность подростков ограничивалась — строгая мораль, христианские ценности, до свадьбы ни‑ни. Поэтому ухаживания были странными.
Молодые мужчины ложились в постель с любимыми, не раздеваясь. И обязательно клали посередине на одеяло толстую деревянную доску, чтобы соблюдать границы приличия. И спали так всю ночь.
Этот обычай был в ходу The Awkward 17th‑Century Dating Practice That Saw Teens Get Bundled Into Bags / Atlas Obscura до XVII века включительно. Он позволял тонко намекнуть девушке, что она вам небезразлична. Но вы хотите, чтобы всё было официально, чин чином. Уже потом, когда родители невесты сватовство одобрят, можно заключить брак и творить плотскую любовь. А без этого никак, только в одежде и с доской.
2. Общие постели для королей
Вообще, в Средние века сон в общей постели был делом распространённым The Once‑Common Practice of Communal Sleeping / Atlas Obscura , потому что кровать стоила дорого, и каждого отдельным местом снабжать было накладно.
Но порой так поступали и те, кто не был стеснён в средствах. Даже монархи не брезговали спать Three Wise Men in a Bed: Bedsharing and Sexuality in Medieval Europe / Notches в одной кровати с кем‑нибудь посторонним — при условии, что это тоже будет особа королевской крови.
Ричард… остался с Филиппом, королём Франции, который так почтил его, что долгое время они ели каждый день за одним столом и из одной тарелки, и ночью их ложа не разлучали их.
Хроника Роджера Ховеденского
Этот фрагмент из хроник заставил некоторых историков всерьёз считать, что король Ричард I Львиное Сердце не интересовался женщинами.
Но, как пишут Three Wise Men in a Bed: Bedsharing and Sexuality in Medieval Europe / Notches английские исследователи Джон Джиллингем и Стивен Джагер, сон в одной кровати для монархов в то время был жестом не сексуальным, а политическим. Есть с кем‑то из одной посуды и делить с ним кровать было способом выразить C. S. Jaeger. Ennobling Love дружбу и привязанность, а для плотских дел были фаворитки.
Кроме того, дворяне, испытывающие друг к другу уважение, могли обмениваться Philip II Augustus and Richard The Lionheart / Internet History Sourcebooks Project одеждой и целовать друг друга в губы в стиле Брежнева — не ради чего‑то неприличного, но для установления дипломатических отношений. Эдакая суровая мужская королевская дружба с пижамными вечеринками.
3. Оригинальные дуэли
Как мы уже рассказывали, ордалии, или судебные поединки, были распространённым способом отправления правосудия в Средневековье. Толковой судмедэкспертизы и уголовного следствия тогда ещё не придумали, так что кто прав, а кто виноват, решать приходилось в рукопашном бою.
Имелась одна загвоздка. Средневековые юристы считали Episode 113: Types of Historical Fighting / An elegant weapon for a more civilized age , что бог не допустит, чтобы человек, невиновный в преступлении, проиграл. Хотя на практике обычно оказывалось, что он на стороне людей в хорошей физической форме, профессионально владеющих холодным оружием.
Можно было, конечно, нанять какого‑нибудь профессионального дуэлянта, чтобы он бился за вас, — таких рыцарей называли «чемпионы». Но не все имели подобную возможность.
Поэтому приходилось принимать меры, чтобы максимально уравнять шансы сторон в бою.
И в позднем Средневековье для поединщиков разработали два правила. Во‑первых, бойцов буквально зашивали Episode 113: Types of Historical Fighting / An elegant weapon for a more civilized age в дуэльные комбинезоны, которые нельзя было снять самостоятельно, и намазывали жиром.
Во‑вторых, им вручали оружие, с которым они не были знакомы. Ловкому фехтовальщику выдавали вместо привычного меча колотушку, крюк или даже ростовую боевую дверь, чтобы у его менее опытного противника была возможность биться с ним на равных.
Выглядели такие бои комично Episode 113: Types of Historical Fighting / An elegant weapon for a more civilized age — совсем не как в фильме «Последняя дуэль» Ридли Скотта. Но при этом были ожесточёнными и кровавыми и в большинстве случаев заканчивались гибелью одного из участников.
4. Осквернение могил
Казалось бы, суеверные жители Тёмных веков должны были относиться к могилам своих предков с чрезвычайным почтением. Но, по данным Medieval Graves Disturbed For Surprising Reasons? / Live Science Австрийской академии наук, в средневековой Европе было потревожено где‑то порядка 40% захоронений.
В найденных археологами в Англии, Швейцарии, Германии и Австрии могилах многие скелеты лежали Medieval pandemics spawned fears of the undead, burials reveal / National Geographic в странных позах — связанные, перевёрнутые лицом вниз, с вывернутыми суставами или в нестандартных позах. Многие были обезглавлены.
Причина, считают историки, проста: средневековые люди боролись с зомби. Европейцы пресекали 1. Medieval Graves Disturbed For Surprising Reasons? / Live Science
2. The Walking Dead in Medieval England: Literary and Archaeological Perspectives / The University of Manchester угрозу восстания нежити на корню. Это было необходимо, чтобы неуспокоенные, или ревенанты, в которых тогда искренне верили, не восстали из гробов и не причиняли зло живым.
Довольно сложно стать крутым вампиром, когда твоя голова лежит у тебя где‑то между коленей.
Но не все покойники, по мнению жителей Средневековья, были опасны. Имелись и хорошие. Например, в Германии члены племени лангобардов вскрывали Medieval Graves Disturbed For Surprising Reasons? / Live Science могилы своих родственников, чтобы забирать оттуда черепа — на память. Так, на кладбище VI века Брунн‑ам‑Гебирге с 42 могилами отсутствует треть голов усопших.
По всей видимости, члены племени считали, что черепа предков могут охранять их и приносить удачу. Впрочем, в отдельных случаях их не забирали, а наоборот, подкладывали парочку новых. Зачем — археологи до сих пор в толк не возьмут.
В других частях Европы, от Трансильвании до южной Англии, люди тоже нередко вскрывали захоронения родственников, забирая Archaeologists investigate mystery of graves reopened 1,400 years ago / Live Science оттуда оружие и броши. При этом другое имущество усопшего не трогали Why Did Early Medieval Europeans Reopen Graves? / Smithsonian Magazine .
Вообще, в Средневековье к мертвецам относились проще, чем сейчас. Христианство проповедовало, что жизнь после смерти лучше, чем в бренном мире, — неудивительно, то чумное поветрие, то викинги набегают. Поэтому люди постоянно устраивали Images du cimetière chrétien au Moyen-Âge / Persée на погостах гуляния, ярмарки, силовые соревнования, театральные постановки и судебные процессы.
А дамы лёгкого поведения обслуживали там клиентов, потому что кладбища принадлежали церкви и индивидуальным предпринимателям на них не надо было платить налоги.
5. Показательные рыдания
Обычно мы представляем себе лордов или рыцарей суровыми, стойкими и непоколебимыми. Мужчины не плачут, все дела. Но в настоящем Средневековье к слезам было совсем другое отношение.
В классических рыцарских романах мы регулярно встречаем сцены Whatever happened to the noble art of the manly weep? / Aeon Essays , когда храбрые всадники рыдают то о разлуке со своими дамами, то о гибели боевых товарищей, то о потере сюзерена.
И это не литературное преувеличение. Хроники того времени тоже сообщают о плачущих то и дело рыцарях и аристократах. Например, один посол, прибывший ко двору Филиппа Доброго, толкнул Whatever happened to the noble art of the manly weep? / Aeon Essays на переговорах такую речь, что и сам зарыдал, и всех присутствующих придворных растрогал.
Многие мужчины тогда «пролили слёзы, изнемогли от горя и упали». И бахнувшиеся в обморок рыцари с глазами на мокром месте казались окружающим не смешными, а благородными.
Никто тогда не пытался сдержать рыдания — напротив, и мужчины, и женщины хныкали демонстративно при малейшем эмоциональном напряжении.
Для нас это странно, но в то время слёзы считались признаком благочестивости Heavenly dew: crying in the Middle Ages / History Extra , «даром божьим». Дело в том, что рыдания, по мнению жителей средневековой Европы, приближали Whatever happened to the noble art of the manly weep? / Aeon Essays человека ко Христу. Плач был важной частью богослужений того времени, и правила монашеских орденов предписывали обязательно пускать слезу во время молитвы, проповеди и покаяния.
Обычай рыдать при каждом удобном случае в Англии, например, сохранялся вплоть до Нового времени. В 1628 году английский политик Томас Алуред описывает реакцию Палаты общин на письмо короля с угрозой распустить парламент: «Сэр Роберт Филлипс говорил и смешивал свои слова со слезами… Святой Эдуард Кокс был вынужден сесть, когда он начал говорить сквозь обильные слёзы… Спикер Палаты тоже не мог удержаться от плача…».
Повальной слезливости смогла избежать Whatever happened to the noble art of the manly weep? / Aeon Essays только суровая Скандинавия. Там подозрение в плаче было серьёзным оскорблением для мужчины, и за него запросто могли вызвать на поединок и убить.
Читайте также 🧐