Найти в Дзене

Землебит

Приоратский дворец. Гатчина
Приоратский дворец. Гатчина

Несколько лет назад руководство Москвы отрапортовало о создании нового парка "Тюфелева роща". Восхищение было командным, в смысле одновременными и одинаковым, как по команде. Всё как всегда. Но тут возникает совершенно искренний вопрос - знают ли москвичи, что раньше было на месте Тюфелевой рощи?

Нет, до появления автозавода. Сильно до появления. Может где в этом новом чудесном парке памятные таблички висят? Вопрос, повторяю, абсолютно искренний и без тени ехидства. Сохранили ли память об этом знаменательном месте при устройстве нового общественного пространства? Для того самого общества сохранили ли?

Пока кто-то копается в своей памяти, на всякий случай процитирую Краткое описание жизни и деяний Н.А. Львова, члена двух российских академий:

"Экономя дрова в рациональных печах, стремясь заменить их каменным углем, Львов (Николай Александровия Львов - архитектор - прим. мое) не забывал, сколько дорогого леса тратится на восстановление изб, уничтожаемых бедствием деревянной России - частыми пожарами. Очередной страстью, поглотившей его на долгие годы, стала мысль об использовании в строительстве негорючего и дешевого материала - земли, которая всегда под рукой. В России таких построек еще не было, хотя сама по себе идея была не нова: в южных губерниях издавна строили дома глинобитные и саманные. Изобретенный Львовым способ возведения земляных построек состоял в том, что землю засыпали в промежуток между деревянными щитами и плотно утрамбовывали, поливая каждый 5-6-сантиметровый слой известковым раствором. Чтобы земляную стену не размывали дожди, ее затирали с поверхности водой со скипидаром и потом штукатурили известью на скипидарной воде, а для изоляции от почвенных вод под домом устраивали каменный фундамент с сухим подвалом.

В 1797 году Львов добился указа об учреждении в своем имении Никольском "Училища землебитного строения" для обучения крестьян постройке "здоровых, безопасных, прочных и дешевых жилищ". Каждой губернии было предписано посылать в училище ежегодно двух учеников из казенных крестьян.

Вопрос о финансировании училища был решен довольно оригинальным, на наш взгляд, способом: все расходы должен был нести сам его основатель и руководитель, а на покрытие их ему был отдан в собственность участок земли в Москве, вблизи Симонова монастыря, "под названием Тюхольских казенных покосов с лесными и пахотными угодьями и водами" (позже, в XIX веке, эта местность стала называться Тюфелевой рощей, а сейчас на этом месте стоит автозавод имени Лихачева). Именно здесь ученики Львова в качестве зачетной работы строили землебитные строения, после чего получали аттестат об окончании училища. Эти двухэтажные дома простояли в Тюфелевой роще до 30-х годов нашего столетия (имеется в виду XX столетие - прим. мое), когда здесь начали строить автозавод, и, судя по результатам проведенного перед сносом обследования, могли бы простоять еще не один десяток лет <...>

Проект землебитных домов, которые там в Тюфелевой роще стояли.
Проект землебитных домов, которые там в Тюфелевой роще стояли.

С землебитными строениями было связано еще одно, последнее изобретение Львова. Для них нужна была легкая, прочная и негорючая кровля - и вот неутомимый выдумщик создает новый кровельный материал, который называет "каменным картоном", - материал, пригодный, по мысли автора, еще и на обшивку кораблей, и на отливку архитектурных деталей, которые по прочности и долговечности не уступали бы бронзе. Основой материала служила измельченная тряпичная бумага, пропитанная для огнестойкости квасцами. Затем в бумажную массу добавляли глину или толченый кирпич. Получалось то, что теперь называют композитом, основа которого - природный полимер целлюлоза, а наполнитель - глина. Применение композиционных материалов на полимерной основе - перспективное направление в сегодняшней промышленности. А прадедушкой современных полимерных композитов можно считать львовский "каменный картон".

Просто так, случайно вспомнилось в связи с новостями про другой автозавод. К слову - единственный сохранившийся образец землебитного строения по рецепту Н.А. Львова - Приоратский дворец в Гатчине, устаявший даже в годы Великой Отечественной войны