Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден.
Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живет — наперекор всему, —
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему.
Самуил Маршак
Попалась мне как-то книжка в формате для карманного чтения под интригующим названием: «О том, что будет, когда тебя не будет».
Издание: Москва, «Новая мысль», 2016 год.
Составитель этого труда – Фомин А.В.
Книга рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Открываю титульную страницу и читаю два подзаголовка, призванные раскрыть смысл основного названия.
Первый, звучит следующим образом: - «О самом главном, о чём не говорят вслух, но боятся больше всего».
Прочитав его, у меня мелькнула первая мысль – не о тайне ли рождения человека здесь пойдёт речь? Но следующий подзаголовок запутал и заинтриговал ещё больше. Он гласил – «О тайне смерти, которой нет». Не понятно, то ли нет смерти, то ли – нет тайны смерти.
Построение подзаголовка напомнило мне известную головоломку по расстановке знаков препинания из мультфильма – « В стране не выученных уроков».
Далее, составитель, в краткой аннотации, раскрывает суть содержания книги: - «В ней ответ на самый главный вопрос любого человека, как бы он не старался прятать его от себя: «В чём смысл жизни, и что ждёт его после смерти?»
Вот так, не больше – не меньше!!!
На конец то, подумал я, эти болезненные вопросы, мучавшие меня всю сознательную жизнь, получат конкретные и ясные ответы. И так, как эта книга для широкого круга читателей, она осчастливит многих и многих, доселе, как слепые котята, ищущих ответы на проблемы бытия!
Открываю последнюю страницу и смотрю тираж – двадцать тысяч экземпляров. Прямо скажем, не густо! Но, в подтверждение моих слов, аннотация гласит:- «после прочтения подарите книгу друзьям, знакомым, родственникам, соседям и, может быть, они задумаются о самом важном и приблизятся к ответу на самый главный вопрос, от решения которого зависит их дальнейшее существование внеземном мире».
Таким образом, мне предлагается пойти по известному принципу пирамиды – от вершины к основанию; прочитал сам – передай другому и, …
Я вспомнил свою службу в молодые годы на ракетном полигоне. У сослуживцев по рукам ходила книжка Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого». Её мы зачитывали до дыр и устанавливали очередь прочтения. Сейчас, по этой книге снят фильм, в главных ролях которого играют: Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольников.
Хорошо бы, чтобы и у этой книжки была такая же популярность и востребованность. Но, вернёмся к её содержанию.
С первых страниц книги нам рассказывается о том, насколько незначительно и мимолётно наше пребывание на земле с мнимыми радостями и ценностями, и это время нам дано лишь как подготовка к вечной жизни души.
Цитирую, (стр.5,6,7) : -« … для чего ты находишься здесь, дружишь, получаешь удовольствие от общения с другими, испытываешь временами какую-то радость жизни, любишь родных и близких, скучаешь без них, если долго не видишь? Неужели для того, чтобы потом вдруг прервать это всё и навсегда забыть? Неужели для того, чтобы, испытав эти чувства и их сладость, потом отказаться от них навсегда, сгнив в земле? …; Тогда зачем всё это нужно, если всё заканчивается ничем? Если всё заканчивается смертью, то в чём смысл твоей жизни на Земле? Чтобы успешно прожить, иметь хорошую семью, работу, квартиру, побольше накопить денег и имущества? Неужели смысл нашей жизни – это играть в игре под названием: «кто больше получил удовольствий, имущества и денег на день смерти, тот и выиграл?» Терять здоровье, делая деньги,… а потом тратить деньги, чтобы восстановить здоровье? Но ведь ТУДА ты с собой ничего не возьмёшь, не возьмёшь НИЧЕГО!»
Не буду говорить о других, как говорится – «чужая душа – потёмки», а начну с себя. На сколько, меня действительно волнуют вопросы, означенные в данном труде?
Детство, юношество.
Что говорить, наше послевоенное детство проходило в играх и развлечениях не всегда безобидных. В классе были ребята с оторванными пальцами после «игры» с детонаторами от мин. Мы ездили на поля бывших сражений под «Туркин Перевоз» и, в изобилии копали оружие и патроны ВОВ. Запускали самодельные ракеты из пороха, которые порой приводили к пожару. Бросали в костёр пулемётные ленты и, из укрытия наблюдали, когда же патроны начнут взрываться, предварительно забыв пересчитать их. И эти костры были не далеко от наших домов.
В остальное время были активные игры на воздухе: городки, различного вида догонялки, футбол, хоккей и т.п.
О философских вопросах связанных с жизнью и смертью, вряд ли кто- то серьёзно задумывался в эти годы. Вспоминаются только детские страшилки после прочтения или просмотра фильма «Вий» по Н.В. Гоголю. Кладбище являлось для нас пугающим местом, где оживали покойники, и водилась нечистая сила. О страданиях и лишениях на войне рассказывали нам наши родители, которые всё это пережили и были фронтовиками, партизанами и жителями оккупированных территорий. В церковь ходили в основном бабушки, мы же, являясь пионерами и комсомольцами, считали всё церковное ересью, отжившими пережитками прошлого.
В школе нам прививали нравственные принципы поведения, основанные на уважении к старшему поколению, прошедшему военные испытания и безоговорочный авторитет учителей. Моя первая учительница и классный руководитель, была партизаном подпольщиком. На стенах учебных классов и школьных коридоров было множество стендов с историй знаменитых героев – земляков.
Всем этим, нам прививали веру в то, что жизнь нужно прожить достойно, в служении свой Родине, своим товарищам и близким, забывая о своём Я, и тогда, добрая память о тебе будет жить вечно в сердцах людей. Ни о какой загробной, вечной жизни в ином измерении не было и речи.
По – сути нравственные, моральные принципы и нормы, закладываемые в наше сознание, ничем не отличались от библейских заповедей. Всё, что в Библии считалось грехом, осуждалось и в светском обществе, а также преследовалось по закону. Понятно, что суд людской, это не то же самое, что суд божий. Но первый суд реальный, при жизни на земле, а второй – ведомый нам из Святого Писания.
Мой отец был фронтовиком и коммунистом. Мама, боясь отцовского гнева, договорилась с соседской бабушкой, и меня тайно крестили где-то в пять – шесть лет перед школой. Я запомнил церковное убранство, батюшку, который причащал меня сладким кагором. Свой серебряный крестик я видел лишь однажды, и где хранила его мама в дальнейшем – неизвестно. Когда отец был в преклонном возрасте, а это время начала перестройки, я спросил: – как он относится к церкви и церковным репрессиям, надругательствами над храмами и святынями. Он ответил, что считает такую политику государства не правильной, и, что если существует у народа вера, этому мешать и препятствовать было не нужно.
Я же, в свои зрелые годы, обвенчался с женой в той же церкви, в которой меня и крестили. Эту церковь считаю одной из красивейших на Руси, построенной ещё во времена Ивана Грозного на живописном холме над небольшой местной речушкой.
Накануне, перед венчанием, отец Павел прочитал нам проповедь о значении церковных обрядов и таинств, о необходимости регулярно посещать церковь, причащаться и исповедоваться. После завершения обряда венчания, в нарушение церковных канонов, нам было великодушно разрешено подняться на колокольню и позвонить в колокола!!!
Я немного ушёл в сторону от содержания книги Фомина, но продолжим. Какой можно сделать вывод из кратко описанных мной детских и юношеских годах жизни? В это время, у меня не было не желания, не времени глубоко задумываться о философских проблемах жизни и смерти, да ещё и применительно к христианской церковной вере. Вообще, серьёзно задумываться, о чём либо, это индивидуальное качество, присущее определённой категории людей. Глубоко и серьёзно задуматься, о чём либо нас заставляют жизненные ситуации, либо чьё-то настойчивое требование: - «Вы только задумайтесь об этом …!!!». И так, задумываться я начал о смысле жизни уже в годы службы на различных должностях в армейской среде. Но все эти мысли никак не касались вечной жизни. Понятие Души предполагало отношение к конкретному человеку как качественная характеристика.
Широкой души человек, или бездушный, мелкая душонка и т.п.
Тезис о перемещении Души в мир иной воспринимался мной в шутливо-ироничном тоне, перекликающемся с известной песней Владимира Высоцкого «о переселении душ».
В зрелые годы службы и обучения в Военной Академии, главными мыслями были помыслы о семье, о детях, о службе и творческие вопросы, т.к. я увлекался живописью.
На кафедре политологии, для меня, стало открытием, что самым суровым и истинным судом над поступками человека является собственное мнение человека.
В стенах нашей академии РВСН имени Петра Великого существовала кафедра Православия с Воскресной школой, куда ходили заниматься семьи офицеров. На всех торжественных мероприятиях присутствовало высшее духовенство, бывал и Патриарх Алексий.
Продолжение следует …