В последние годы в школу приходит достаточное количество молодых педагогов, но к сожалению лишь малая часть остается работать более года. В этой статье поговорим о том, что можно сделать, чтобы педагог не уходил из системы образования.
Как правило, выпускник педагогического университета, полный энтузиазма отправляется на работу в школу по любви, а не только из-за заработка. Ему хочется скорее передать свои знания подрастающему поколению. Но уже в первые месяцы работы, он сталкивается с "суровой" реальностью. Зачастую молодой учитель остается один на один со своими вопросами, проблемами и большим количеством новой информации. А если в первый год работы есть еще и классное руководство, то скорее всего это еще сильнее усугубляет ситуацию.
Как же мы можем помочь ему справится с этим и пережить вместе первые годы работы?
В первую очередь задача администрации школы обеспечить молодому педагогу рабочую атмосферу, чтобы уже в первый год он не чувствовал себя загнанной лошадью. В идеале конечно, это когда у каждого учителя есть свой кабинет, но так бывает далеко не во всех школах. Поэтому на первом этапе необходимо позаботиться о молодых кадрах и дать им время освоиться в новых реалиях.
Следующий немаловажный этап это сопровождение молодого педагога в первые 2-3 года работы, это может быть система наставничества или другая поддержка. Возможно схема "опытный учитель-молодой учитель" уже устарела, в данном случае ориентир был сделан чаще всего на предметную составляющую. Да, я не спорю, она достаточно важна в работе в школе, но возможно не на этом этапе. Молодому учителю необходимо научиться элементарным навыкам: общению с учащимися, удержанию дисциплины, общению с родителями и другим организационным вопросам. И не всегда здесь может помочь именно опытный педагог того же предмета. Поэтому это момент нужно пересмотреть.
Конечно вопрос заработной платы никуда не денется, все регионы разные и заработная плата рассчитывается также по-разному. В одних регионах применяется почасовая система оплаты, не зависящая от количества учеников, а в других оплата учителя зависит от стоимости ученико-часа и соответственно количества обучающихся в классе. Также в некоторых регионах есть доплаты молодым специалистам на протяжении первых трех-пяти лет. Но что же в данном случае может предложить сама школа? Как правило, в школах существуют кружки и секции в качестве дополнительного образования, которые можно предложить вести молодому педагогу. И еще одна возможность это оказание платных образовательных услуг по своему предмету, за рамками школьного курса. На заработную плату влияет и квалификационная категория, которой у молодого специалиста нет, поэтому задача членов администрации и методического объединения помочь учителю сориентироваться в этом вопросе. Познакомить с требованиями, предъявляемыми к кандидатам на получение квалификационной категории, разработать стратегию по достижению этих требований на первые три года работы. Эта же схема работы должна быть и по разъяснению начисления стимулирующих баллов, если они предусмотрены системой оплаты.
Классное руководство это лотерея. Здесь может выпасть как идеальный класс, так и полная его противоположность, но все таки стоит заметить, что большинство классов это нечто среднее, где присутствуют и те и другие. Наверное давать классное руководство на первом году работы учителя нужно только при крайней необходимости, хотя с недавних пор за него хотя бы стали лучше платить. Но все же я придерживаюсь мнения, что человек сначала должен освоиться в профессии, уверенно чувствовать себя на уроках и только потом начинать знакомиться с системой классного руководства. И здесь, так же как и на начальном этапе, молодому учителю нужна будет помощь коллектива. Возможно проведение мастер-классов, бесед для молодых учителей.
Следующий этап поддержки это привлечение молодого специалиста к жизни школы. Считается, что если он молодой, то ему нечем поделиться, но в настоящее время это совершенно не так. Поколение, которое родилось в эпоху цифровизации, сильно отличается от предыдущих, поэтому спросить их мнение или идеи никогда не будет лишним, а возможно даже пойдет на пользу развитию образовательной организации.
Подводя итог, хочется сказать, что все в наших руках. Молодые кадры нужны современной школе и их нужно обязательно поддерживать. Пишите в комментариях, как вас поддерживали, какую помощь оказывали когда вы пришли устраиваться в школу?