Поэтому в старых школах Ушу существовал очень строгий отбор в ученики. Например:
нельзя быть непочтительным к учителю,
нельзя злословить о друзьях,
нельзя терять доверие,
нельзя украдкой перенимать искусство,
нельзя обманывать людей,
нельзя быть высокомерным,
нельзя быть жадным,
нельзя быть скрытным,
нельзя выражаться дурно, и т.п.
Назывались категории лиц, которым нельзя передавать учение. Например, в школе Тайцзи-цюань рода Ян нельзя передавать учение тем, кто:
исповедует чужое учение,
не понимает отношения между учителем
и учеником,
лишен добродетели,
не способен перенимать,
останавливается на полпути,
разбогатев, забывает об учителе,
не желает воспринимать учение,
часто горячится и впадает в ярость,
не умеет умерять свои желания,
творит бесчинства, и т.д.
Человеку, идущему путём воинского искусства к совершенству, приходится серьёзно пересматривать свои отношения с миром, с самим собой и с другими. Опыт показывает, что сами упражнения у-шу оказывают существенную поддержку при исправлении своих душевных и духовных качеств.
Старые мастера говорят:
«Позанимаешься кулачным искусством сто раз — и тело выправится само. Позанимаешься тысячу раз — и правда проявится сама.»
Существенна разница между традицией у-шу, естественно и органично соединяющей в себе боевую и оздоровительную практику, философию и веру, знание и жизнь, от привычной нашему поколению физической «культуры» и спорта.
Можно представить глубину трагедии старых мастеров, патриархов традиционных школ у-шу во времена культурной революции.
После 1949 года была проведена реформа у-шу для искоренения вредного идеологического влияния мистических и метафизических идей, чуждых коммунистическому материалистическому мировоззрению.
КНР предложила концепцию у-шу без духовного содержания, на котором основывалось искусство предыдущего тысячелетия.
Вот характерное определение: у-шу — это вид спорта, основанный на использовании наступательной и оборонительной техники ударов руками, ногами, захватах, бросках, колющих и рубящих движениях, используемых в комплексах-таолу и поединках, проводимых голыми руками и с оружием… У-шу в Китае носит широкий массовый характер и является традиционным видом физического воспитания с характерными национальными особенностями.
Естественно, без тонких методик внутренней подготовки все занятия были сведены к использованию физической, мускульной силы, а у-шу стало разновидностью гимнастики. Однако через некоторое время стало понятно, что у-шу может быть предметом торговли и влияния на Запад, откуда прибывало всё больше поклонников этого искусства.
Как и для всей китайской культуры, период культурной революции был сложным и трагичным для мастеров у-шу. В это время мастера, носители традиции, ссылались, лишались возможности легально преподавать и тренироваться, а зачастую — свободы и самой жизни. Для некоторых из них перечёркнутая собственная жизнь и перечёркнутая история рода были невыносимы — и оказались причинами ухода из жизни. Многие, однако, нашли возможность тренироваться и передавать знание втайне.
Сейчас КНР по темпам развития экономики стоит на одном из первых мест в мире. Современный Китай строит свою жизнь быстро и качественно. Например, в городском строительстве практически любой город «подрастает в сутки на один этаж». Мы были свидетелями такому темпу неоднократно. Выходишь утром на тренировку, возвращаешься вечером — строящиеся вокруг небоскрёбы стали на один этаж выше.
Так же быстро строятся отношения в других областях жизни.
В Чэньцзягоу, историческом центре возникновения разновидности у-шу — Тайцзи-цюань, рядом с 300-летними постройками традиционной китайской деревни и могилами отцов-основателей школы уже около 10 лет существует вполне современный международный Институт изучения стиля Чэнь Тайцзи, где раз в два года собираются до двух тысяч участников традиционного Международного Фестиваля Тайцзи-цюань из многих стран мира.
Во главе школы — потомки основателя школы и семьи Чэнь в 19-м поколении — четыре Грандмастера Чэнь Сяован, Ван Сиан, Чэнь Чженлэй, Чжу Тианцай, ученики легендарного Чэнь Факэ, ставшие сами живыми легендами. Им сейчас по 57 лет, их сыновья, которым около 30, постепенно перенимают эстафету и имеют своих учеников. Младшему, двадцать первому поколению сейчас совсем немного лет, некоторые ещё не научились самостоятельно ходить. До последнего времени из европейцев никто не входил в семью, хотя у Чэнь Сяована, например, несколько десятков тысяч людей практически на всех континентах проходили и проходят семинары, кроме Яна Сильберсторфа (Германия). Он стал первым не-китайцем, вошедшим в летописи семьи Чэнь, как мастер.
Ежегодно в Институте проходят обучение сотни китайцев, там же действует школа-интернат, где дети с 6 лет проходят и обычную школьную программу, и у-шу. А с сентября этого года открылся ещё один центр Тайцзи-цюань примерно такого же масштаба, директор — Грандмастер Ван Сиан.
Возможно, надо родиться особым человеком, чтобы в течение десятилетия выдерживать ежедневные подъёмы в 6 утра, 3-4 тренировки в день и школьные уроки.
Известный мастер и киноактёр Джеки Чан в своей автобиографии описывал примерно такой же жёсткий режим жизни и учёбы в школе Пекинской оперы, куда он был определён с 6 лет.
Не здесь ли самый тайный секрет гунфу — каждый день с 6 утра, и так лет 10, 20, всю жизнь…
Примерно такая же картина в современном Шаолине.
Сейчас — это мощный спортивно-туристский центр Китая, привлекающий тысячи поклонников Ушу из разных стран.
Это — система школ разного уровня, включающая подготовительные занятия для детей, интернатского типа, а также — отделения для иностранцев, где за определённые суммы можно пройти тот или иной курс обучения шаолиньского у-шу, например, за один месяц или неделю.
Жемчужиной Шаолиня остаётся закрытая для иностранцев территория, где тренируются монахи-китайцы, всю свою жизнь посвящающие постижению учения Будды и шаолиньскому у-шу.
И им не мешают тысячи туристов, проходящих мимо древних стен монастыря, и ежегодные международные шаолиньские турниры, в которых принимают участие сотни участников со всех сторон Поднебесной. В том числе и из России.
Андрей Середняков,
Санкт-Петербург, Россия
(Cтатья написана в 1998 году)