Product vision (Видение продукта) описывает суть бизнеса, определяет, для кого предназначен продукт, какие проблемы решает, что делает его лучшим решением этой проблемы и чем отличается от конкурентных предложений, предназначенных для решения той же проблемы.
Именно так можно сформулировать в одно предложение все существующие определения. Что же до остальных, давайте посмотрим. Product vision это:
- Цель и причина создания бизнеса. Какие боли и проблемы потенциальной аудитории решает продукт.
- Описание конкретной точки, в которой продукт должен оказаться спустя какое-то время. Ориентир, куда нужно прийти к окончанию работ и во что может трансформироваться продукт.
- Краткое описание текущего положения продукта среди конкурентов, ценностного предложения, рынка, потребителей и т.п.
- Концепция продукта для того, чтобы ориентироваться на нее при принятии крупных решений, ну и мотивироваться ею же.
Product Vision отведена роль вдохновителя, описывающего будущее, которое пытается создать компания, через 2–5 лет.
Главная его цель — дать команде, которая работает над продуктом, общий контекст. Когда члены команды понимают, что и зачем они делают, и на основе этого принимают решение.
Зачем составлять Product vision
Чаще всего, его используют для определения приоритетов бэклога и ежедневного принятия решений. Ориентируясь на него, команда понимает, какие задачи выполнять в первую очередь, а какие оставить на потом. Задает единое направление, ритм движения, помогает быстрее достичь намеченных целей.
Проще составить всю информацию списком:
- Помогает четко определить для кого создаётся продукт и почему он вообще создаётся.
- Чётко показывает приоритезацию и помогает выстраивать очерёдность действий, ввода или отказа от доп. функционала и прочих фич.
- Помогает определить и закрыть реальные потребности целевой аудитории.
- Демонстрирует риски и неопределенности — если при составлении видения возникают затруднения, это говорит о недостаточном понимании продукта.
- Определяет реальные преимущества, которые этот продукт предоставляет или проблемы, которые он решает, превосходство над другими конкурентными предложениями.
Шаблоны и примеры
Для упрощения был разработан шаблон Product Vision. Он включает в себя необходимые блоки, которые нужно дополнить информацией о своем продукте:
- Для (ключевой пользователь)
- Который (обозначение проблемы или возможности)
- (Название продукта) это (категория продукта)
- Который (ключевое преимущество, убедительная причина для покупки)
- В отличие от (ключевой прямой конкурент)
- Наш продукт (обозначение ключевого отличия)
Это оптимальный вариант для начинающих, кто хочет создать первые видения. Простой пример:
Для продавцов на маркетплейсах, которые хотят легко и просто платить налоги. «МП-бухгалтер» - это приложение, в котором в несколько кликов можно сдать отчётность и заплатить все налоги. В отличие от Контур.Эльба, наш продукт учитывает все агентские проценты и не допускает никаких разночтений с законом, что может повлечь за собой штрафы.
Есть множество шаблонов, но самым простым и удобным я считаю именно этот.
Как создать хорошее видение продукта
Использование шаблонов не гарантирует получение хорошего Product Vision. Сначала следует собрать важные данные, нужные для составления видения продукта:
- кто ваш клиент;
- что нужно вашему клиенту;
- какова текущая ситуация на рынке;
- какова ваша конкурентоспособность в целевых областях (конкурентные преимущества над соперниками, киллер-фичи).
Для сбора этой информации проводят исследования рынка и анализ конкурентов.
Следует четко прописать в Product Vision, что делать разработчикам, а чего нет. Это должна быть инструкция, по которой команда сможет работать без вас. Поэтому не стоит излишне усложнять.
Как реально заставить работать Product Vision во блага
Хороший Product Vision хоть и амбициозен, но при этом должен быть честным и потенциально достижимым. Можно придумать очень красивое видение продукта, но оно не будет работать, если участники проекта в него не верят.
Поэтому есть несколько способов внедрить видение продукта в работу команды:
- Физический вариант Product Vision. Распечатайте большой плакат и передайте команде. Если над созданием продукта трудится несколько коллективов, сделайте по одному экземпляру на каждый.
- Включите видение продукта в рабочий процесс. Убедитесь, что оно включено в цели продукта и выпуска.
- Взаимодействуйте с документом при составлении краткосрочных спринтов. Как правило, его больше конкретизируют и затачивают под определенную задачу. Важно, чтобы краткосрочный Product Vision был тесно связан с долгосрочным, иначе эффективность будет минимальной.
- Обязательно соблюдайте принцип приоритезации — включайте только то, что действительно важно на данном этапе развития. Отбрасывайте все, что в ближайшее время не принесет практической пользы.
- Product Vision требует периодической проверки актуальности и внесения изменений (особенно в поворотные моменты), но слишком часто его редактировать не рекомендуется. Когда вносятся правки, об этом обязательно оповещаются (или участвуют в процессе) все заинтересованные стороны.