Найти тему

Как увидеть будущее бизнеса? Что такое Product Vision (видение продукта), зачем используется и какие преимущества даёт

Оглавление

Product vision (Видение продукта) описывает суть бизнеса, определяет, для кого предназначен продукт, какие проблемы решает, что делает его лучшим решением этой проблемы и чем отличается от конкурентных предложений, предназначенных для решения той же проблемы.

Именно так можно сформулировать в одно предложение все существующие определения. Что же до остальных, давайте посмотрим. Product vision это:

  • Цель и причина создания бизнеса. Какие боли и проблемы потенциальной аудитории решает продукт.
  • Описание конкретной точки, в которой продукт должен оказаться спустя какое-то время. Ориентир, куда нужно прийти к окончанию работ и во что может трансформироваться продукт.
  • Краткое описание текущего положения продукта среди конкурентов, ценностного предложения, рынка, потребителей и т.п.
  • Концепция продукта для того, чтобы ориентироваться на нее при принятии крупных решений, ну и мотивироваться ею же.

Product Vision отведена роль вдохновителя, описывающего будущее, которое пытается создать компания, через 2–5 лет.

Главная его цель — дать команде, которая работает над продуктом, общий контекст. Когда члены команды понимают, что и зачем они делают, и на основе этого принимают решение.

Зачем составлять Product vision

Чаще всего, его используют для определения приоритетов бэклога и ежедневного принятия решений. Ориентируясь на него, команда понимает, какие задачи выполнять в первую очередь, а какие оставить на потом. Задает единое направление, ритм движения, помогает быстрее достичь намеченных целей.

Проще составить всю информацию списком:

  • Помогает четко определить для кого создаётся продукт и почему он вообще создаётся.
  • Чётко показывает приоритезацию и помогает выстраивать очерёдность действий, ввода или отказа от доп. функционала и прочих фич.
  • Помогает определить и закрыть реальные потребности целевой аудитории.
  • Демонстрирует риски и неопределенности — если при составлении видения возникают затруднения, это говорит о недостаточном понимании продукта.
  • Определяет реальные преимущества, которые этот продукт предоставляет или проблемы, которые он решает, превосходство над другими конкурентными предложениями.

Шаблоны и примеры

Для упрощения был разработан шаблон Product Vision. Он включает в себя необходимые блоки, которые нужно дополнить информацией о своем продукте:

  • Для (ключевой пользователь)
  • Который (обозначение проблемы или возможности)
  • (Название продукта) это (категория продукта)
  • Который (ключевое преимущество, убедительная причина для покупки)
  • В отличие от (ключевой прямой конкурент)
  • Наш продукт (обозначение ключевого отличия)

Это оптимальный вариант для начинающих, кто хочет создать первые видения. Простой пример:

Для продавцов на маркетплейсах, которые хотят легко и просто платить налоги. «МП-бухгалтер» - это приложение, в котором в несколько кликов можно сдать отчётность и заплатить все налоги. В отличие от Контур.Эльба, наш продукт учитывает все агентские проценты и не допускает никаких разночтений с законом, что может повлечь за собой штрафы.

Есть множество шаблонов, но самым простым и удобным я считаю именно этот.

Как создать хорошее видение продукта

Использование шаблонов не гарантирует получение хорошего Product Vision. Сначала следует собрать важные данные, нужные для составления видения продукта:

  • кто ваш клиент;
  • что нужно вашему клиенту;
  • какова текущая ситуация на рынке;
  • какова ваша конкурентоспособность в целевых областях (конкурентные преимущества над соперниками, киллер-фичи).

Для сбора этой информации проводят исследования рынка и анализ конкурентов.

Следует четко прописать в Product Vision, что делать разработчикам, а чего нет. Это должна быть инструкция, по которой команда сможет работать без вас. Поэтому не стоит излишне усложнять.

Как реально заставить работать Product Vision во блага

Хороший Product Vision хоть и амбициозен, но при этом должен быть честным и потенциально достижимым. Можно придумать очень красивое видение продукта, но оно не будет работать, если участники проекта в него не верят.

Поэтому есть несколько способов внедрить видение продукта в работу команды:

  • Физический вариант Product Vision. Распечатайте большой плакат и передайте команде. Если над созданием продукта трудится несколько коллективов, сделайте по одному экземпляру на каждый.
  • Включите видение продукта в рабочий процесс. Убедитесь, что оно включено в цели продукта и выпуска.
  • Взаимодействуйте с документом при составлении краткосрочных спринтов. Как правило, его больше конкретизируют и затачивают под определенную задачу. Важно, чтобы краткосрочный Product Vision был тесно связан с долгосрочным, иначе эффективность будет минимальной.
  • Обязательно соблюдайте принцип приоритезации — включайте только то, что действительно важно на данном этапе развития. Отбрасывайте все, что в ближайшее время не принесет практической пользы.
  • Product Vision требует периодической проверки актуальности и внесения изменений (особенно в поворотные моменты), но слишком часто его редактировать не рекомендуется. Когда вносятся правки, об этом обязательно оповещаются (или участвуют в процессе) все заинтересованные стороны.