Одновременно с художниками Севера (см.часть 1: Север), в период "Пяти Династий и Десяти Царств" на юге Китая, в Цзяннани (в нижнем течении реки Янцзы), работали Дун Юань и его ученик Цзюй Жань. Их можно назвать самыми яркими представителями и основателями Южной школы киатйского пейзажа, истоки которой лежат в творчестве и теоритичеких трудах Ван Вэя.
Дун Юань и его ученик Цзюй Жань писали длинные горизонтальные свитки, на которых изображали реку, текущую издалека, мягкие очертания гор и туманы. Это были пейзажи “ровной дали” где образ природы спокоен, в отличие от сурового мира севера с его грандиозными нависающими скалами. Художники юга обладали особой искусностью в передаче туманов и влажной атмосферы с помощью разнообразия оттенков туши.
4. Дун Юань (кит. 董源, работал в 934—962 гг.)
Дун Юань в первую очередь известен своими монохромными пейзажами, но случалось, что писал он и цветные виды, выдержанные в традиции, идущей от Ли Сысюня: см. Сине-зелёный пейзаж 青绿山水 - история и примеры.
Работы Дун Юаня оказали сильное влияние на последующие поколения художников (четырех великих мастеров династии Юань, четырёх Ванов династии Цин, школу Ву и др). Он считается изобретателем одного из основных мазков (цуней) в пейзаже: "перебитая конопля" (披麻皴, Pī má cūn). Эти цуни очень хорошо подходили для живописания пологих округлых гор юга Китая.
5. Цзюй Жань (кит. 巨然; работал в 960—985 годах)
Цзюй Жань получил известность при дворе последнего южнотанского императора Ли Юя (936—978 гг.), и, оставаясь монахом, стал членом его Академии. Подчинившись набиравшей силу сунской империи, правитель Ли Юй в 975 году сложил с себя полномочия и последовал со своей свитой к сунскому двору. Цзюй Жань отправился с ним, и впоследствии работал в сунской столице Бяньцзине (ныне Кайфэн). Там он поселился в буддийском храме Кай-бао, в котором были мастерские по производству художественной продукции, занимался живописью на свитках и монументальной росписью храмов.
Император Чжао Куанъинь (960—976) поручил ему расписать залы только что построенной Ханьлинской Академии. С тех пор, как Цзюй Жань попал под влияние северного стиля пейзажа в сунской столице, его горизонтальная манера написания пейзажа (с "ровной дали", присущей Дун Юаню), подверглась адаптации и преваратилсяь в вертикальную "высокую даль". Но тем не менее, он остался верен стилю Дун Юаня в том, что касается манеры изображения гор: верхушки он так же писал в стиле "кристаллов квасцов", а изображении текстуры гор передавал штрихами пима цунь ("перебитая конопля"). Он также продолжил использовать светлую тушь для передачи атмосферы холмов, покрытых облаками, которые естественны для туманной и дождливой погоды Цзиннаня. Несмотря на смену характера изображаемых объектов и композицию свитков, Цзюй Жань сохранил традиции южной школы пейзажа в приемах своей живописи.
При всём кажущемся различии образов природы на Севере и Юге, художники стремились в первую очередь передать Дао - нечто невидимое, непроявленное, и неназванное, - языком живописи. Их идеи, достижения в изображении перспективы и техническая искусность стали фундаментом для развития следующей вехи китайской пейзажной живописи - "северосунского" монохромного монументального пейзажа.
Начало: Пейзаж эпохи "5 Династий и 10 Царств" - часть 1: Север
____________________________________________________________
Автор статьи: Ольга Щербакова
В рамках выставки: "Мудрость рек и гармония гор" - китайский пейзаж
29 апреля - 29 мая 2022г. Первая Московская Галерея Восточной Живописи (Москва, Малый Кисельный пер., 3с2)
26 мая (Чт) 19:00-20:30 - Экскурсия куратора: "Пейзаж - отражение красоты закономерности" : Все что вы хотели знать о китайском пейзаже: история, стили, особенности техники, каверзные термины и "законность копий" - Куратор выставки «Мудрость рек и гармония гор» Ольга Щербакова расскажет на примерах представленных картин.