Наверное, прежде, чем начинать рассказывать о сегодняшних героях, стоит напомнить, что Соло-Арт – это имя отличного Екатеринбуржского клуба под управлением замечательного педагога Ольги Платоновой. Ну а легкие каламбуры в названии – это просто производные от этого названия.
А теперь давайте по делу. В цикле «Воспоминания о Зеленой карете» были опубликованы уже несколько материалов об этом клубе, но вот отдельного внимания младшему поколению его участников я пока не уделял. Ну, по-серьезному не уделял. Кое какие упоминания о юных студийцах из Соло-Арт уже, конечно, были в связи с их участием в больших составах клуба, но не больше того. Я даже в одной из статей привел в пример в качестве самого юного автора фестиваля в нашем Фестивальном центре Анфисы Брызгаловой. Но сейчас, после еще и конкурса им. Булата Окуджавы в наших архивах поднакопилось их записей, у вполне можно поговорить об этих мультимузыкантах, мультиисполнителях и вообще, мультитворцах немного подробнее. Тем более, что тут есть о чем говорить, и есть что посмотреть и послушать. Речь о брате и сестре Брызгаловых, Тимофее и Анфисе и Володе Солколинском, у которого тоже есть сестра в клубе, но совместных их работ мне пока не попадалось. Его сестра поет в ансамбле «Крылья» этого клуба. И об этом ансамбле здесь вышла уже и статья и передача на Бард-Радио.
Давайте немножко представим кого-нибудь из сегодняшних героев, чтобы разговор стал чуть теплее. Начнем, пожалуй, с Володи Соколинского, тем более его песенный номер в нашем гала-концерте оказался одним из самых ярких.
Я вот тут чуть выше назвал ребят мульти музыкантами, мультиисполнителями и мульти Бог знает кем еще. Это, может конечно, небольшая натяжка, но не безосновательная. Я не знаю, это инициатива педагога Ольги Платоновой или просто такая внутренняя инициатива самих участников, но, когда смотришь довольно много их записей, с удивлением замечаешь, что в одной песне парень играет на гитаре, в другой на басу, в третьей трясет сыпуху или бренчит на укулеле, а в четвертой и вовсе скрипку вынимает. А еще некоторых из них… Да что там, многих из них, включая и девочек, я видел за ударной установкой. Не удивлюсь, если в этом вопросе слово педагога последнее.
Тут вспоминается, что когда Ольга только начинала собирать свою студию и клуб, она работала в музыкальной школе. И первыми участниками клуба, даже еще не имевшего названия Соло-Арт, были именно ученики музыкалки. Не знаю, как с этим сейчас, но очень похоже, что многие из особо заметных участников Соло-Арт учатся именно в музыкалке. Во всяком случае следующего из сегодняшних героев в одной из песен я точно видел со скрипкой в руках. В большой команде, помогающей сестре Анфисе спеть ее собственную песню про Небесные сласти он играл очень уверенную партию на басу, да и за барабанами они мне тоже в какой-то из записей, по-моему, попадался. Я прямо сейчас поставлю песню Игоря Гольдина в его исполнении, а после этого поговорим и о Тимофее Брызгалове, и о Володе Соколинском чуть подробнее. Тем более, что и вместе они играют не редко. И это даже мягко сказано. Владимир Соколинский и Тимофей Брызгалов – это очень устойчивый дуэт в клубе Соло-Арт. С достаточно обширным репертуаром.
В одном из предваряющих фестиваль Зеленая карета тексте я уже писал, что выбор репертуара в этом клубе заслуживает очень серьезного внимания. Конечно, в этом деле роль Ольги Платоновой намного очевиднее, чем в безумной страсти ребят поиграть на всем, что только способно издавать музыкальные звуки. И все же, а особенно судя по тому, как именно юные исполнители решают выбранные песни, и в этом вопросе их мнение более чем важно. Роль педагога в решении песни – дело важное, особенно если педагог не делает стандартное решение, а именно помогает ученикам найти собственное, но присвоить сделанное решение, научиться доносить его до зрителя свободно и от своего лица – тут уж ученики обязаны трудиться сами. Юные исполнители из Соло-Арт вызывают восхищение именно тем, что всегда понимают, что поют, зачем поют и почему поют. Допускаю, что пару каких-то исполнительских фишек в каждой песне они находят вместе с педагогом, но все же собственное решение, опять же в каждой песне, у них совершенно точно найдено самостоятельно.
Да это и видно. Мы за столько-то лет работы и с юными и со взрослыми исполнителями научились определять это по десятку-полутора признаков. А главные из них – это полное понимание песни, простроенная внутренняя драматургия и свободное донесение всего этого до зрителя. Я так скажу, и среди взрослых исполнителей это не слишком уж распространенное явление, а уж чтобы юные исполнители справлялись с этими задачами легко и непринужденно – это и вовсе большая редкость. И вот тут я уже точно не могу сказать на все 100, это заслуга педагога, или ее великая удача. Скорее всего, и того и другого помаленьку. Но результаты такого баланса, ей Богу, не просто впечатляют, они восхищают.
В этом году клуб Соло-Арт прислал очень много заявок с песнями Игоря Гольдина. Замечательного автора, который, увы, давно уже не с нами. Замечательного-то замечательного, но многие ли среди моих подписчиков здесь вообще хоть раз слышали это имя. Гольдин – это вам не Митяев, его с краю не возьмешь, его еще найти нужно. И даже если руководитель показала ребятам одну-другую песню, то остальные десять-пятнадцать они точно нашли сами. А это, скажу я вам – большой труд.
Вообще, должен сказать, что клуб Соло-Арт отличается большим трудолюбием. А все остальные прекрасные качества просто накладываются именно на это. В статье и передаче о самом клубе я уже показывал их исполнение песни Высоцкого «Так случилось, мужчины ушли» на Покровском соборе. Точность и невероятная синхронность их исполнения просто поражает. Можно докопаться до голосов, можно докопаться до несколько детского обращения к зрителю (а каким еще он должен быть в детском коллективе!!!), но точность и синхронность исполнения непростой партитуры песни поражает. И все эти ребята, о которых я сегодня говорю в этом огромном хоре и оркестре имеют не просто свое место – их видно! Их, ей Богу, заметно. В такой огромной толпе можно увидеть и услышать что и как делает каждый!
Еще проще это увидеть в дуэте. Здесь без экзотики – два голоса, две гитары. Но на партии-то обратите внимание – легко представить это с заменой одной гитары на бас, например. И, поверьте, с этим справится хоть Тимофей, хоть Володя. Ну, в этом случае, логичнее, конечно, если бас отдать Володе. Но выбран именно такой состав инструментов. И это – тоже решение. И даже не потому, что в оригинале это сыграно именно в две гитары. Тут не стоит кивать на Иващенко и Васильева – Тимофей с Володей не стараются срисовать все изыски Ивасей, они играют это совершенно по-своему. Не противореча оригиналу, не искажая и не упрощая его, а, скорее наоборот, привнеся в эту суперизвестную песню собственное понимание и собственное отношение.
И вот в этом месте, уже перед самым финалом хочется сказать важное, что, конечно же, знают в теории большинство педагогов по авторской песне. Знают, но всячески стараются не делать. Делают это честно и качественно очень не многие. Я, кстати, счастлив, что в нашем ФЦ довольно много педагогов, которые все же делают, хотя не делать проще. Речь вот о чем – огромное количество руководителей, с которыми мы сталкиваемся, стараются втюхать (уж простите этот вульгаризм, но он очень точен) ребенку свое представление о песне, взятой в репертуар. Большинство взрослых вообще недооценивают мнение ребенка. Они его заведомо считают чем-то менее интересным и правильным, чем собственное. В вопросах типа «не суй пальцы в розетку», да и вообще в вопросах безопасности это, возможно, и правильно. Но категорически не верно во всем, что касается творчества. Просто категорически. В творчестве все ровно наоборот. Никто и никогда не смог и не сможет пережить чужие ощущения, чужие эмоции, чужие чувства. Почти так же сложно рассказать в коротеньком номере о чужом отношении к тому, что ты исполняешь, а не о своем собственном. Зато дети очень легко обезьянничают и имитируют выполнение чужих представлений. Именно поэтому взрослые барды не слишком жалуют детское исполнительство. Просто им не довелось видеть работы действительно талантливых и понимающих правильно свою педагогическую миссию руководителей детских коллективов. Которые вместо простого настраивания ребенка на имитацию взрослых мыслей и переживаний, вместе с детьми докапываются до того, что сам ребенок думает по поводу исполняемого репертуара. И вот тогда оказывается, что нет взрослого и детского исполнения, а есть настоящее и имитационное. Причем, такие варианты есть как у взрослых, так и у детей. А поняв эту простую истину, уже совсем не трудно понять и более важное – не стоит детей держать на детских песнях, как на сухом пайке. Понимаю, что нынешние дети бичпакеты считают за лакомство, но если вы о них заботитесь, давайте и сложный и философский репертуар тоже. Вам может не понравится, что они про это думают, вам может не хватить мудрости в их решениях и пониманиях – не страшно. Сам опыт размышления и поиска своих решений и представлений – это и есть то, что вы, друзья, как педагоги должны и делать. А иначе как они у вас повзрослеют-то в итоге?
И вот как пример подтверждения этой мысли я хочу в самом финале поставить авторскую песню брата и сестры Брызгаловых. Согласитесь, редко кто в таком возрасте пишет и поет такое. А эти могут и делают. Просто потому, что уже готовы думать о высоком и важном. И пришли они к этой готовности именно через песню. И детскую, и взрослую, и серьезную и не очень. Просто им не мешали здесь говорить то, что они на самом деле думают, что они на самом деле чувствуют. Их здесь лишили такого привычного в средней школе страха – не угодить. И, знаете, за этих ребят уже можно быть спокойными. Их не обманешь, им не втюхаешь что-то низкопробное под видом искусства, они не примут на веру глупость. Они уже сейчас настоящие думающие и чувствующие люди. Только пока маленькие.