Найти тему
#мудрости

Как повысить качество принимаемых решений. Учитываем когнитивные искажения

Оглавление

✌️Здравствуйте, друзья! Продолжаем рассказывать о том, как повысить качество принимаемых решений. Для этого важно уметь распознать и учитывать #когнитивные #искажения, из-за которых мы видим вещи не такими, какие они на самом деле. Важно отметить, что когнитивным искажениям подвержены все без исключения: это базовое свойство мозга, которое не зависит от уровня интеллекта и образования. Однако, зная природу таких искажений, можно минимизировать их влияние на нашу объективность и, следовательно, лучше принимать #решения .

Photo by Vladislav Babienko on Unsplash
Photo by Vladislav Babienko on Unsplash

👉 Эвристика доступности

Есть статистика и есть то, что происходит непосредственно с нами, нашими родственниками и друзьями, и так далее. А к информации, исходящей от тех, кого мы знаем лично, мы относимся с большим доверием, чем к обезличенным данным. И поэтому даже единичный #пример может перевесить гигабайты накопленных данных.

👉Предвзятость подтверждения

Любые сведения мы воспринимаем не в вакууме, а в контексте уже имеющихся у нас убеждений. Это влияет даже на то, как мы ищем важную для принятия решения информацию. Ведь на самом деле #мозг уже принял решение, а теперь подводит под него рациональную базу.

Photo by Jens Lelie on Unsplash
Photo by Jens Lelie on Unsplash

👉 Эффект привязки (якоря)

Важен при оценке измеряемых величин — например, цены товара. Увидев ценник, на котором зачёркнуто 3000 рублей и написано 1500 рублей, мы автоматически посчитаем приобретение этого товара выгодной покупкой — хотя, возможно, среднерыночная цена составляет 1000 рублей. Здесь мы реагируем не на абсолютную величину, а на размер скидки.

👉 Эффект первого впечатления

Схож с эффектом якоря. Предположим, человек приходит на встречу в плохом настроении, вызванном зубной болью. Мы сразу относим его к «пессимистам» и на этом фундаменте строим все последующие выводы. Шансов оставить благоприятное впечатление у него немного.

Photo by Victoriano Izquierdo on Unsplash
Photo by Victoriano Izquierdo on Unsplash

👉 Ошибка выжившего

Людям свойственно рассказывать о своих успехах и скрывать неудачи. Точно так же успешные компании и кейсы чаще становятся объектами внимания исследователей, чем провальные. Поэтому, решив открыть свой бизнес, мы отправимся изучать опыт тех, кто уже преуспел в интересующей нас сфере деятельности. Но не менее полезным было бы поговорить с теми, у кого не получилось, — а таких людей намного больше.

👉 Ошибка игрока

Наш мозг во всём ищет взаимосвязь и порой находит её там, где её нет. Вероятность выпадения орла или решки при подбросе монеты — 50%. Если семь раз подряд выпадает орёл, какова вероятность того, что в восьмой раз наконец-то выпадет решка? Те же 50%, пусть это и противоречит нашей интуиции.

Photo by Javier Allegue Barros on Unsplash
Photo by Javier Allegue Barros on Unsplash

👉 Искажение участника-наблюдателя

Себя и других мы судим по-разному: своё поведение объясняем в большей степени внешними обстоятельствами, а чужое — характером. Другими словами, если мы опоздали на работу, то из-за форс-мажора (неожиданная пробка, неуслышанный будильник и так далее). А если на работу опоздал коллега, то, скорее всего, из-за собственной непунктуальности.

Таким образом, чтобы принимать верные решения, необходимо хорошо знать не только рассматриваемый вопрос, но и самого себя!

***

Искренне ваш, © Иван С.

Поставьте лайк 👍, если статья вам понравилась, и поделитесь с друзьями. Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации.

#принятие решений #когнитивные искажения #психология

***