Найти тему
Книжный мiръ

«Я – царь страны несуществующей, страны, где имени мне нет». К 135-летию со дня рождения русского поэта Игоря Северянина.

135 лет со дня рождения русского поэта Серебряного века Игоря Северянина (1887-1941).

Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

(Игорь Северянин)

Холодная послереволюционная Москва 1918 года. На уличных рекламных тумбах расклеены афиши: «Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Желающих из публики прочесть стихотворения любимых поэтов просят записаться в кассе Политехнического музея до 11 (24) февраля». Результаты выборов организаторы обещали объявить сразу же – непосредственно в аудитории и на улицах. 

И шоу состоялось! В «предвыборной кампании», помимо никому неизвестных рифмоплетов, пришли поучаствовать лично всего несколько корифеев, зато какие – модные и известные всем и каждому Игорь Северянин, Давид Бурлюк и Владимир Маяковский. Мантия, венок и титул короля поэтов достались Игорю Северянину.

Отныне плащ мой фиолетов,

Берэта бархат в серебре:

Я избран Королём поэтов

На зависть нудной мошкаре.

…Игорь Лотарёв, будущий поэт Игорь Северянин, родился 16 мая 1887 года в Петербурге. Одна из самых значительных и таинственных фигур поэзии Серебряного века, его личность до сих пор недоступна исследователям и остается загадкой для читателей.

Восьмилетний Игорь уже сам сочинял стихи; стоит ли удивляться дарованию мальчика, среди родственников которого - историк Николай Карамзин и поэт Афанасий Фет. Окончив всего четыре класса Череповецкого реального училища, он был просто одержим сочинительством, но писал, правда, почти всегда для себя: издавал за свой счет небольшие брошюрки стихов, не производившие ровным счетом никакого впечатления ни на критиков, ни на малочисленных читателей.

Приобрести известность помог нелепый случай: в 1908 году писатель Иван Наживин привез одну брошюрку Северянина в усадьбу «Ясная Поляна» и показал ее маститому классику. Классик прочел:

Вонзите штопор в упругость пробки,-

И взоры женщин не будут робки!..

Да, взоры женщин не будут робки,

И к знойной страсти завьются тропки.

«И это — литература? – взорвался Лев Николаевич, - вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки»! Иван Наживин не преминул поделиться мнением Толстого с друзьями и негодующий отзыв моментально опубликовали в газете. Боевое крещение помогло – скандальным поэтом заинтересовалась читающая публика. «Всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала меня сразу известным на всю страну!..», – иронизировал Игорь Северянин.

Но Игорь-Сѣверянинъ (именно так писался в то время его псевдоним) был по-настоящему талантлив! Уже через пару лет он основал новое литературное направление - эгофутуризм. «Коллега по группе» Грааль-Арельский так описал нововведение: «Страх перед смертью, так неожиданно обрывающей нить жизни, желание чем-нибудь продлить своё кратковременное существование, заставил человека создать религию и искусство. Смерть создала поэзию. Природа создала нас. В своих действиях и поступках мы должны руководствоваться только Ею. Она вложила в нас эгоизм, мы должны развивать его. Эгоизм объединяет всех, потому что все эгоисты». 

Выход в 1913 году сборника «Громокипящий кубок» принес молодому поэту настоящий успех, за ним последовали «Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском»; многочисленные «поэзоконцерты» Северянина производили настоящий фурор в столицах: он пел свои стихи «завывающим баритоном», используя мотивы известных музыкальных произведений, даже довольно сложных оперных арий. Вычурная манера исполнения смешила зрителей до слез, многие выбегали из зала. «И страннее всего, что через полтора-два года такая жe публика будет слушать те же стихи, так же исполняющиеся, в безмолвном настороженном восторге», - вспоминал поэт-экспрессионист Сергей Спасский.

После «священнодействия» избрания королём поэтов 27 февраля 1918 года Игорь Северянин уехал в Эстонию, где снимал полдома у местного плотника. После распада Российской империи Эстонская республика получила независимость, и известный русский поэт стал иностранным подданным. 

В Россию он больше никогда не вернется…

Мы живём, как во сне неразгаданном,

На одной из удобных планет.

Много есть, чего вовсе не надо нам,

А того, что нам хочется, нет.

В храме пахнет свечами и ладаном,

И струится загадочный свет.

Верим в то, во что верить не надо нам,

Ну а веры действительной нет.

И однажды покажется адом нам,

Душный шепот душевных бесед.

Говорим о том, что не надо нам,

А о том, о чём хочется, нет.

Только жизнь ощущаю наградой,

Хоть в течении множества лет.

Снова делаю то, что не надо мне,

Ну, а то, что мне хочется, нет.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!