Найти в Дзене
Алексей Атлетов

Встреча молнии и самолёта.

За последние 45 лет по причине удара молнии разбились только 4 самолета. Хотя мировая статистика говорит, что за 20 лет использования каждого авиалайнера, регулярно совершающего полеты, молния попадает в него не менее 15 раз. Впрочем, такая статистика учитывает попадание в авиамашину не только во время полета, но и во время руления по взлетной полосе или стоянки. Если такие ситуации и приводят к поломкам, чаще всего они ограничиваются порчей радио и электрооборудования, которые на каждом борту всегда дублируются.

Самолет во время грозы невозможно полностью защитить от попадания разрядов. Поэтому используются системы, которые бы компенсировали или сводили на нет все попадающие заряды. В процессе движения летательный аппарат может попадать не только под воздействие природного явления, возникающего само по себе, но и самостоятельно генерировать или вызывать такие разряды.


Разряд молнии выбирает путь наименьшего сопротивления. Поэтому если на пути встречается самолет, он проходит по его металлической обшивке, не проникая внутрь и не задевая важные устройства. Обшивка защищает экипаж, пассажиров и бортовые системы.

Элементы конструкции самолета или другого летательного аппарата объединяются в общую массу, что значительно облегчает возможные последствия при попадании электрического заряда молнии. Корпус салона и кабины пилотов надежно защищены экранами и не связаны электрически с обшивкой. Поэтому в случае попадания молнии, пассажиры и экипаж остаются невредимыми, хотя возможно наблюдение вспышки или слышимость звука снаружи.

-2

Кроме того, бортовая электроника и соединения с топливным баком, например, экранированы медными сетками для их защиты от внешних электрических разрядов. Безопасность тщательно проверяется перед тем, как самолет поступает в эксплуатацию, в процессе проверки также имитируют удары молнии, чтобы убедиться –обшивка и внутренние экраны эти мощные разряды выдержат.

Резюме:

1. Разряд молнии выбирает путь наименьшего сопротивления. Поэтому если на пути встречается самолет, он проходит по его металлической обшивке, не проникая внутрь и не задевая важные устройства. Для этого листы обшивки должны быть плотно подогнаны друг к другу. В случае же использования композитных материалов, их покрывают слоем проводящей сетки из медной фольги.

2. Все бортовые системы экранируют медными сетками для защиты от разрушения после удара.

3. Наконец, для того чтобы снизить вероятность встречи с молнией, на крыльев устанавливаются электростатические разрядники, с которых статический заряд стекает в воздух. Благодаря этому корпус самолета всегда остается нейтрально заряженным. Если она и попадает в него, то, скорее всего, выйдет из корпуса именно с разрядника.

4. Для того чтобы в момент попадания молнии в самолет топливная система не возгоралась, а продолжала стабильно работать, применяется автоматическое заполнение свободного места инертными газами. В результате пространство не заполняется воздухом, следовательно, возгорание становится невозможным.