КОГДА БЫЛ КЛАССИК МАЛЕНЬКИМ. ПЕВЕЦ ПЕЧАЛИ И ЛЮБВИ МИША ЛЕРМОНТОВ.
У Мишеля Лермонтова всегда были грустные и мечтательные голубые глаза, наполненные «грезами души», и упрямо падала на лицо седая прядь волос, оттеняя его каштановые волосы. Он родился с этой прядью, родственники считали, что это знак свыше.
Миша рос болезненным мальчиком, таким же грустным, несчастливым и мечтательным, как Саша Арбенин из его незаконченной юношеской «Повести». Ходила семейная легенда, что будущий поэт очень рано, чуть ли ни в два с половиной года, заговорил стихами и рифмованными предложениями. Но родители не догадались их записать.
А родился будущий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов 3 (15) октября 1814 года в Москве в доме напротив Красных ворот. И через несколько дней его крестили в церкви Трёх святителей. Крестной матерью была бабушка (мамина мама) Елизавета Алексеевна Арсеньева, она настояла на том, чтобы внука назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом. Дома младенца звали Мишелем.
Мишина маменька Мария Михайловна рано умерла от чахотки, когда мальчику было всего три годика. Миша помнил только то, что мама пела очень грустные песни. А также мама сажала его на колени, когда музицировала за роялем, и он вздрагивал от громких аккордов музыки и подпрыгивал, когда мама нажимала на педали рояля.
С самого рождения у маленького Мишеля была няня. Няню-немку звали Христина Осиповна Ремер. Она ночи напролет ухаживала за болезненным ребенком, воспитывала и учила его примерному поведению. Ремер заметила, что мальчик замечательно рисует мелом на полу, купила ему акварельные краски, которыми Мишель нарисовал первые пейзажи за окном дома.
До 16 лет Мишу воспитывала властная и суровая бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева в своем огромном имении Тарханы рядом с городом Пенза. Бабушка до такой степени не любила отца Миши за развод с дочерью, что не разрешала Юрию Петровичу даже видеться с сыном. А отец Миши, будучи человеком легкомысленным и непостоянным, не горел желанием воспитывать ребенка. Да и не на что было, деньги у отца не удерживались.
Зато бабушка обожала своего внука, лечила его у лучших врачей и дала ему отличное аристократическое образование. Но до 6 лет Мише не пришлось играть с детьми своего возраста, он не по годам повзрослел от одиночества и научился развлекать сам себя. Мечтой мальчика стало найти родственную душу, друга-ровесника, человека, который бы его любил и понимал. Бабушка старалась, чтобы маленькому Мишелю было не скучно расти. Однажды она купила внуку маленького олененка, лосенка, а позже черкесскую лошадку. Бабушка поселила в доме несколько мальчиков-ровесников Миши, и они вместе играли, одевались в военную форму, строили крепости, а потом брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил верхом на своей лошадке, а рядом с ним с игрушечными ружьями бежали его друзья. Так Миша полюбил военные игры.
Зимой Миша любил лепить из снега разные фигуры. Приятели помогали ему катать огромные снежные шары, ставили их один на другой, и Мишель палкой вырубал из снега свирепых великанов, зверей и другие фигурки. Также Миша любил лепить из цветного воска различные исторические сражения с фигурками воинов. Многие рисунки и восковые фигурки бабушка сохранила.
Когда Мишелю исполнилось десять лет, бабушка повезла его лечиться на Кавказ, на воды. Необозримые горные красоты и чистейший воздух оставили в душе мальчика неизгладимое романтическое впечатление. Миша с грустью любовался горой Машук, но никто тогда еще не знал, что через 17 лет у этой горы оборвется его жизнь. Здесь на Кавказе Миша встретил девочку лет девяти. И в его душе первый раз проснулась юношеская любовь, которую он запомнил всю жизнь. Он точно не знал, что это, дружба или первая любовь. Миша все чаще вдруг делался печальным, тихо садился где-нибудь у окна и что-то быстро писал в свои тетради. Уже в 12 лет он написал стихотворение «К Гению», где описал красоты Кавказа и свою непонятную влюбленность. Но настоящая первая любовь пришла к нему позже.
"...Но я тебя молю, мой неизменный Гений:
Дай раз еще любить! Дай жаром вдохновений
Согреться миг один, последний, и тогда
Пускай остынет пыл сердечный навсегда."
отрывок стихотворения М.Ю. Лермонтова "К Гению", 1829.
В 1825 году бабушка наняла Мише двух учителей – грека и гувернера француза, но ни тот, ни другой не привили мальчику любви к обучению или хотя бы к французскому языку. Однако гувернер Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня – по-немецки, и Мишель свободно заговорил на этих языках с раннего детства.
Кроме того, юноша сам очень любил читать, и фактически самостоятельно выучил английский, немецкий и французский языки.
Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Мишеля в Москву, где он поступил в университетский благородный пансион. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Он искал себе друзей, способных его понять, но нашел только разочарование и предательство.
В 16 лет закончился контракт бабушки с отцом Юрий Петровичем о воспитании Миши. Бабушка отвоевала внука у отца. Но Миша любил отца, скрывая это от бабушки, и отец любил сына, часто посещал его в пансионе. Отец первым понял, каким огромным талантом обладает его ребенок.
В 1830 году Михаил вышел из пансиона и отдыхал летом в имении родственников Столыпиных. Кузина Верещагина познакомила Михаила со своей подругой и соседкой Екатериной Сушковой. Разгорелся роман, но Сушкова надсмехалась над неуклюжим подростком Лермонтовым. Михаил все понял и сам сделался непреклонным и мстительным юношей. До этого он был влюблен в соседку по московской квартире Варвару Лопухину, которая и стала его музой поэзии.
Юношеские страсти разгорались, в том же 1830 году Михаил встретил новую музу - загадочную Наталью Федоровну Иванову, которой посвятил цикл стихотворений «Н.Ф.И.».
Любил с начала жизни я Угрюмое уединенье,// Где укрывался весь в себя, //Бояся, грусть не утая,// Будить людское сожаленье; //Счастливцы, мнил я, не поймут // Того, что сам не разберу я,// И черных дум не унесут //Ни радость дружеских минут, //Ни страстный пламень поцелуя.// Мои неясные мечты //Я выразить хотел стихами,// Чтобы, прочтя сии листы,// Меня бы примирила ты //С людьми и с буйными страстями;// Но взор спокойный, чистый твой// В меня вперился изумленный. //Ты покачала головой,// Сказав, что болен разум мой,// Желаньем вздорным ослепленный. //- Я, веруя твоим словам, //Глубоко в сердце погрузился, //Однако же нашел я там, //Что ум мой не по пустякам// К чему-то тайному стремился,// К тому, чего даны в залог// С толпою звезд ночные своды,// К тому, что обещал нам бог, //И что б уразуметь я мог// Через мышления и годы.// Но пылкий, но суровый нрав //Меня грызет от колыбели.... //И в жизни зло лишь испытав, //Умру я, сердцем не познав //Печальных дум печальной цели.
(Это стихотворение написано примерно в 1830 гг, но опубликовано впервые в 1858, причем с ошибкой, вместо "Н" стояла буква "М".)
Осенью 1830 года, в 16 лет, Лермонтов поступил в Московский Государственный Университет. Но университет он не окончил, получив справку, что «прослушал курс». Поэт рвался в Петербург, где жил его кумир Александр Сергеевич Пушкин, где кипели поэтические страсти.
Он и сам писал стихи. Хотя Михаил родился на два года позже Бородинской битвы, вокруг него витали разговоры о героическом сражении, и в 1830 он написал романтическую оду «Поле Бородина».
Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Отрывок их "Поле Бородина", 1830.
В 1832 году он переехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Петербургский университет, но ему не зачислили те 2 года МГУ. И он поступил в военную Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, как хотела его бабушка. Приблизительно в это же время все друзья и родственники Лермонтова, а также ценители поэзии уже восхищались его грустными, вдумчивыми, но красивыми и лиричными стихами.
В 1837 году погиб на дуэли великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. И юный Лермонтов посвятил ему свой мадригал «На смерть поэту»: «Погиб Поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!».
В том же 1837 году праздновалось 25-летие Бородинской битвы, и в журнале «Современник» впервые опубликовали новое стихотворение Лермонтова «Бородино».
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Да, Россия помнит уже 200 лет про День Бородина!
Погиб поэт 15(27) июля 1841 г на дуэли с сослуживцем Николаем Мартыновым, в живописном месте под Пятигорском. Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов — прямо в грудь поэту. Лермонтов был убит. Но официальное известие о смерти поэта было сфальсифицировано и гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов».
Хорошо, что при жизни он успел написать многое из того прекрасного, что мы помним около 2-х с половиной веков. О многом я не пишу, поскольку эта статья о детстве и юношеских годах поэта.
Алена Ли.