Охлаждение, в затем и разрыв отношений между СССР и КНР крайне негативно отразилось на китайских вооруженных силах в целом и ВВС в частности. Сваю немалую долю в падение боеспособности НОАК внесла пресловутая Культурная революция. Количественный рост ВВС продолжался: в дополнение к имевшимся 28 авиадивизиям в период с 1954 по 1971 гг. было сформировано еще 22 дивизии. Китайские ВВС в середине 70-х гг. по количеству самолетов занимали третье место в мире, при этом боеспособность ВВС находилось на уровне чуть выше плинтуса. В 1973 г. лишь 6% летчиков имели допуска к ночным полетам, а ночью в СМУ могли летать менее 1% летного состава ВВС. Процесс деградации хорошо иллюстрируют показатели планового среднего годового налетчика ВВС КНР: 122 ч в 1964 г. и 55 ч – в 1970. Это – плановый налет, в то время как реальный налет летчика ВВС КНР в 1970 г. составлял где-то между 30 и 40 ч. Можно, конечно, китайцам удивиться или над китайцами посмеяться, но средний годовой налет летчика ВВС России на рубеже ХХ и XXI веков был еще меньше. в 1973 г. лишь 6% летчиков имели допуска к ночным полетам.
В Китае ответственность за развал вооруженных сил, экономики и пр. возложили на «банду четырех»: Цзян Ци (жена председателя Мао), Вана Хунвэня (заместитель Председателя КПК), Чжана Чуньцяо (секретарь Шанхайского горкома КПК) и Яо Вэньюаня (член политбюро КПК, отвечавший за идеологию). В России… В России «во всем виноват Чубайс» (© Б.Н. Ельцин).
В ВВС Гуанчжоуского военного округа в 70-е гг. 98% летчиков ни разу не выполняли стрельб из бортового оружия, более 80% пилотов не отвечали минимальным требованиям по тактической подготовке. Средняя точность стрельбы и бомбометания (у тех немногих, кто стрелял и бомбометал) составляла менее 1%.
Рутине ВВС КНР середины 70-х гг. посвящена небольшая, но очень колоритная статья, опубликованная в мае 2016 г. сайтом mil.news.sina.com (http://mil.news.sina.com.cn/jssd/2016-05-29/doc-ifxsqxxu4613017.shtml). В статье приведен рутинный радиообмен летчика (позывной "4836") с руководителем полетов (позывной "Река Янцзы"):
- 4836: Да здравствует Председатель Мао! Да здравствует Председатель Мао! Река Янцзы, река Янцзы, я – 4836.
- Река Янцзы: Будьте хорошим солдатом председателя Мао. Скорость ветра у земли от трех до пяти метров, направление ветра 45 град. Разрешаю взлет после выполнения проверок.
- 4836: Коммунистическая партия – самая великая. Я – 4836, проверки выполнил, к взлету готов.
- Река Янцзы: Смирение заставляет людей двигаться вперед, а гордость заставляет их отставать. 4836 взлет разрешаю, доложите о наборе высоты 1200 м.
- 4836: Река Янцзы, набрал высоту 1200 м. Запрашиваю набор 1800 м и полет по курсу, указанному Председателем Мао.
- Река Янцзы: Можете набирать 1800 м. Армия идет вперед, производство растет, дисциплина укрепляется, а революция непобедима!
Пионером новаторского метода «наполнять небо мыслями лидеров и управлять полетами с цитатами лидеров» стала авиационная часть, дислоцированная под Шанхаем. Позже данный метод распространили на все ВВС. … В этот период цитаты или революционные лозунги председателя Мао были нанесены на фюзеляжи боевых самолетов. … Среднегодовой налет летчика составлял 50 ч, ресурс двигателя - 50 часов, а соотношение боевой и политической подготовки находилось на уровне 1:5; три раза по пять.
В общем, верной дорогой идете, товарищи…
Сами китайцы, спустя годы, постфактум шутили про свою армию образца 1979 г. следующим образом: «Несколько миллионов солдат, две бомбы и один спутник».