Постепенно формировалась шаолиньская школа боя и просветления сознания. Существует два текста, приписанные Бодхидхарме — «Трактат об изменениях мышц и сухожилий» и «Трактат о промывании костного и головного мозга», в которых раскрывается внутренняя суть упражнений, ведущих к просветлению и раскрытию особых способностей человека. Согласно легенде, Бодхидхарма учил, что надо полностью успокоиться, контролируя циркуляцию энергии в теле, обрести незамутнённое состояние сознания — т. н. пустое. Тогда наступает глубочайшее расслабление. Человек подходит к принципу зародышевого дыхания, возвращая своё изначальное состояние, становиться чистым, как ребёнок.
«Тот, кто занимается зародышевым дыханием, возвращает свою энергию и совершенствует своё сердце. Когда энергия успокоилась, из тела уходят все болезни. Когда энергия достигла совершенства, сердце достигает совершенства. Человек, следующий Дао, не замутнён мыслями, и если он поступает так изо дня в день, то это и зовётся истинным просветлением.»
Прошли столетия и естественный отбор лучших борцов и методов боя привели к созданию уникальной системы, часть которой сохранилась и поныне.
До сих пор в шаолиньском монастыре можно увидеть демонстрации человеческих возможностей — разбивание твёрдых предметов, пропускание электрического тока через человеческое тело без вреда для него. Легенды и сказки говорят и о совсем другом уровне возможностей человека — уменьшение или увеличение веса, превращение физического тела в невидимое, преодоление пространства и времени.
Предание тоже имеет свою силу и смысл, привлекая новых последователей, уверовавших в возможность достижения совершенства. С течением времени шаолиньская система тренировки духа и тела развилась до своего предела, и естественным образом перешла на следующий уровень развития.
Легенда говорит о шаолиньском монахе Чжане Саньфэне (XIII век).
Отшельник из окна своей кельи наблюдал бой змеи и цапли. Птица атаковала стремительно, но змея успешно уворачивалась от её ударов мягкими круговыми движениями.
Движения змеи и птицы натолкнули отшельника на мысль о такой форме боя, в которой действия атакующие и защитные, мягкие и жёсткие, быстрые и медленные, сливались бы в гармоничное единство. Можно предположить, что именно тогда родилась идея тренировки внутренней силы (вместо внешней, мышечной) и техника круговых и спиральных движений, специфических для новой системы боя. Это был качественный переход в системе знаний о воинских искусствах — от использования обычного мышечного усилия к применению так называемого длинного или растянутого усилия, которое связано с использованием силы всего тела, как единой системы на основе костей и связок.
Конечно, метод, открытый Чжаном Саньфэном, был связан с методом тренировки даосских отшельников и мистиков, носителей собственно китайской традиции, отличной от шаолиньской, основанной на буддизме, т.е. индийской — внешней для Китая. Естественно, происходило взаимовлияние методов двух систем, но предание приписывает создание внутренних, даосских стилей Чжану Саньфэну. Так же, как шаолиньских, внешних — Бодхидхарме.
Именно внутренние, даосские школы готовили своих последователей к постижению вневременных аспектов бытия, к бессмертию. Тренировка основывалась на теории о восьми чудесных каналах и трёх центрах, образующих структуру внутреннего космоса человека. В этой системе, выстроенной в соответствии с принципами динамики макровселенной, двигается единая энергия, проявляющаяся в трёх истинных сокровищах человека — духе, энергии и внутренней силе.
В китайской традиции известно, что несовершенный, а тем более — откровенно недостойный, плохой человек не может сделать совершенного движения, т.е. он не в состоянии отразить гармонию Вселенной и её красоту. Также он не в состоянии осмыслить вековую мудрость традиции, поэтому и нет смысла обучать не готового человека, сначала он должен измениться или хотя бы признать своё несовершенство и необходимость изменений. Поэтому существуют этические нормы и серьёзные ограничения при передаче знаний. В древних наставлениях сказано, каким должен быть мастер воинского искусства:
Обликом и манерами безупречен.
Держится радушно и вежливо.
Духом всеобъятен и возвышен.
В учении открыт другим.
Даже в соперничестве — благородный муж.
Окончание следует...
Андрей Середняков,
Санкт-Петербург, Россия