Начиная с Ф. Энгельса (1820-1895) звучит тезис, что "основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". В современной трактовке речь идет о соотношении материального и духовного. Что первичнее - материя или дух (сознание)?Или, как об этом пишет Энгельс, "создан ли мир Богом или он существует от века?".
В зависимости от ответа на этот вопрос возникают различные направления в философии. Если материя первична, то дух (сознание) есть лишь ее продукт - это направление называется "материализм". Если дух (сознание) первичен, то материальный мир есть порождение духа (сознания) - это направление называется "идеализм".
Сегодня очень многие пытаются навязывать свою точку зрения склоняя к единственно правильному ответу на основной вопрос философии. При этом, часто ссылаются на науку.
Как заметил тот же Энгельс, "когда обладаешь окончательной истиной в последней инстанции и единственно строгой научностью, то, само собой разумеется, приходится питать изрядное презрение к прочему заблуждающемуся и непричастному к науке человечеству".
Но кто ответил на основной вопрос философии? Вы можете назвать его имя и процитировать открытый им закон? Я не говорю о предположениях и аргументах, а о точном, исчерпывающем знании, которое соответствует абсолютной истине. Напоминаю, что абсолютная истина - это полное, исчерпывающее и достоверное знание, которое не может быть дополнено.
Давайте вспомним, что объединяет философию и религию и что отличает их от науки? В философии и религии делается попытка ответить на вечные вопросы, к которым относится и основной вопрос философии. По мнению философа А.Ф. Лосева "сущность чистой науки заключается только в том, чтобы поставить гипотезу и заменить ее другой, более совершенной, если на то есть основания ... ее чистое смысловое содержание, собственно говоря, не нуждается даже в законченной и завершенной истине". Поэтому ссылки на научные данные не могут служить доказательством истинности той или иной философии или религии.
При этом, философия, в отличии от религии, пытается найти самостоятельный ответ на вечные вопросы.
Так неужели основной вопрос философии перестал быть философским и перестал быть вечным? Я думаю, что - нет.