Найти тему
Андрей Кулябкин

Брестская церковная уния 1596 г. Реформация и Контрреформация, распространение униатства на территории Беларуси.

Реформация возникла в Европе в XVI веке как социально-политическая реакция на культурную монополию католической церкви и её чрезмерное экономическое ограничение нарастающего капиталистического класса.

В процессе Реформации возникло новое направление христианства – протестантизм. Основными чертами которого были: отказ от церковной иерархии и организации, отказ от дорогой и сложной обрядности, а единственным источником веры признавалось – Священное Писание.

Идеи реформации на беларуских землях были поддержаны крупной шляхтой, которая видела в них ограничение влияния католичества, а также возможность перераспределения церковных земель и богатств.

Из протестантизма выделились три течения: кальвинизм, лютеранство, арианство.

Первые кальвинистские общины (сборы) появились в Берестье под покровительством канцлера ВКЛ Николая Радзивила Чёрного, члены которых вели богослужение на родном языке, носили простую одежду, и считали финансовое обогащение богоугодным делом.

Лютеранство не смогло получить широкого распространения среди населения, в отличии от антитринитаризма (арианства), сторонники которого бежали из Европы от преследований, и получили поддержку в среде крестьян и мещан.

Яркими представителями арианства были Василий Тяпинский и Сымон Будный, отрицавшие божественное происхождение Иисуса Христа, веру в Святую Троицу, крещение в младенческом возрасте.

Контрреформация стала ответом на появление протестантизма, и предусматривала возвращения утраченных католической церковью культурных и экономических позиций. На беларуских землях (в отличии от Западной и Центральной Европы) реформация имела преимущественно мирный характер в силу сложившейся здесь за многие века религиозной терпимости.

Для борьбы с реформацией в ВКЛ был приглашён орден иезуитов, который строил учебные учреждения, где шла подготовка будущих проповедников. Иезуиты активно занимались распространением пропагандистской и полемической литературы, проповедей, вели благотворительную деятельность. Под руководством иезуитов устраивались погромы протестантских общин и сожжение неугодных книг.

Начиная с Кревской унии на беларуских землях распространяется христианство западного образца - католичество, которое нередко используется как элемент польского политического влияния в ВКЛ. Католичество пользовалось поддержкой со стороны великого князя и польского короля, в то время как политико-правовое положение православных христиан ухудшалось.

Попыткой устранить раскол христианской церкви и преодолеть неравенство между православным и католическим население стала Берестейская церковная уния. В октябре 1596 года был заключен союз между двумя церквями на беларуских землях, по которому православная церковь фактически запрещалась и переходила в подчинение Папы Римского, принимались некоторые догматы католичества. При этом за православной церковью сохранялись: обряды, праздники, беларуский язык богослужения, а верующие защищались от насильственного окатоличивания.

Жители городов не приняли новую церковную унию, и нередко поднимали восстания, как, например, жители Витебска в 1623 году, жестоко расправившиеся над униатским епископом Есафатом Кунцевичем в ответ на его антиправославную деятельность.

Таким образом, в конце XVII была предпринята попытка объединения двух церквей, закончившаяся созданием новой Униатской церкви, ставшей основной конфессией на беларуских землях на ближайшие 150 лет.