Как и в любом другом спорте, в киберспорте необходимы не только высокий технический уровень, а также понимание, что же такое тактика и стратегия и как они применимы в игровой действительности.
При нынешнем развитии киберспорта в русскоязычном сегменте, тренерам и капитанам команд, пора уже отойти от бездумного копирования про сцены и начать знакомить спортсменов с теорией построения и ведения стратегической и тактической борьбы.
На данный момент на мой взгляд, мы уже сильно отстаем в понимании и, как следствии, использовании интеллектуальных возможностей игроков, что скоро наши ребята начнут бороться дубинами и добывать огонь при помощи палочек.
Да, они смогут все содрать и, возможно даже попытаться исполнить увиденное, но будут совершать множество ошибок, т.к. не будут четко представлять игровые цели, задачи и способы их решения.
Непоправимый вред будет нанесен в том случае, если в момент формирования игрока, мы не научим его мыслить и генерировать новые идеи.
Команда, которая не может использовать свой арсенал тактических действий на полную мощь, не в состоянии вывести свою игру на осознанный уровень. Ее удел это вечно надеяться на удачу.
Команда, которая не может объяснить смысл своих действий, вряд ли сможет спрогнозировать действия соперника и, уж тем более, что-то им противопоставить, кроме личного скилла.
Никакая игровая “насмотренность” не поможет игрокам научиться оперативно принимать решения в игре.
Для начала стоит разобраться в том, что же такое стратегия и тактика и как это может помочь в игре.
Если мы обратимся к интернету, то наберем там огромное количество зубодробительных определений стратегии и тактики в спорте, но понять написанное без переводчика будет очень сложно.
Я предлагаю вам познакомиться с моим собственным пониманием и видением этих понятий в киберспортивных играх и то, как, на мой взгляд, может помочь развивать игроков,как в команде, так и поднять уровень тактического понимания у всего русскоязычного комьюнити.
Несколько лет назад в Овервотче появилась новая тактика под странным названием “goats”. В ней задействовали трех танков и трех саппортов. Такое количество жира (игровые жизни и щиты), которое еще и мгновенно восстанавливается саппортами, сложно пробить. С точки зрения здравого смысла, чтобы справиться с подобным нам необходимо внести урона больше, чем их ХП+отхилл+щиты (которые тоже восстанавливаются), за определенный отрезок времени. Что, поверьте, задачка та еще. Придется чем-то жертвовать, но в условиях той действительности никто не решался попробовать. Таким образом Близарды сотворили “супер-бактерию”, которая доминировала во всем игровом мире не один год.
Нубы всех мастей и рангов и даже профессионалы играли только ею. Все турниры от мелких до самых крупных стали скучными и предсказуемыми т.к. никто не хотел рисковать и пробовать новые тактики. Зачем :) экспериментировать если оно и так работает? И все играли ею, играли, играли…
Это был обычный день для игроков. Ничто не предвещало беды. А потом пришли китайцы и…
Не нужно быть супер игроком, чтобы догадаться, чем же они сломали супер-тактику. Супер-жир не устоял перед супер-уроном! Китайские тренера решили отказаться от фронтлайнеров и сделать акцент на огромном уроне в купе с элементом неожиданности. Композиция выглядела примерно так: 4 дпс + 1 саппорт + 1 офф танк.
Да, у их задумки было много слабых сторон: время работало против них, т.к. атакующие персонажи не обладают большим количеством здоровья, также не у всех есть возможность выйти из боя при необходимости и практически нет никакой поддержки от команды. Не успел вовремя смыться - ты труп.
Смысл был в том, чтобы внести огромный урон максимально быстро и неожиданно.
Что китайцы с блеском и продемонстрировали. Они молниеносно окружили противника, стоящего на точке, заняли хайграунды и расстреляли с разных сторон.
Finita la commedia!
На лице всего мира застыло изумление. Лишь только одна мысль билась у всех в головах…
Оказалось можно. Малоизвестная команда показал всему миру, что для победы необходимо не только иметь высокую технику исполнения, но и обладать навыками ведения тактической борьбы.
Подумайте сами, какова вероятность победы, если мы сталкивается с командой равной нам по силе? Кто победит? Кому повезет больше? Любой профессиональный спортсмен скажет, что это любительский подход и будет совершенно прав.
Мой тренер мне как-то поведал: ”Если противник навязал тебе игру, ты можешь смело отправляться домой, ты уже проиграла”. Другими словами: хотите побеждать - учитесь управлять игрой и противником.
Да, не стану отрицать, что “щит хэппенс”, но случайности происходят крайне редко у профессионалов. Вряд ли вероятность того, что команда олимпийских чемпионов проиграет сборной пенсионеров, высока. Банально спортивная кондиция у них разная. Согласны?
Так, как же нам склонить эту вероятность в нашу сторону?
Китайская команда тренеров сыграла на перспективу и отошла от привычной индивидуальной техники в пользу групповой и командной тактики.
К слову сказать, что после этого Шанхайские драконы прочно укоренились в рейтингах на самых высоких позициях. Затем они привели друзей, сместив корейское исполнение на китайскую хитрость.
Стратегия и тактика в игровых видах спорта
https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-taktika-v-komandnyh-igrovyh-vidah-sporta/viewer
Как и предполагалось многими игроками до нас, в основе всего лежит техническое мастерство. Мы знаем, как может повлиять на результат недостаток интеллектуальных способностей у лидера команды. В моих любимых шутерах и стратегиях архиважно, чтобы лидер команды был самым хитрым и умел быстро переваривать собранную информацию, а затем также оперативно придумывать контрмеры против действий противника.
Говоря о физической подготовленности, можно, конечно, предположить, что в киберспорте она не играет такой уж важной роли, но, открою вам секрет, что даже у пианистов есть подобное понятие, которое отвечает за то, как долго он может просидеть неподвижно, как должны быть развиты его пальцы и т.д.
В нашем виде спорта особую роль играет развитие моторики рук и пальцев. Игрок, у которого плохо развита мелкая моторика не сможет конкурировать с опытным игроком в эффективности исполнения технических приемов таких, как трекинг, фликинг, стрейфинг и не только. У него, банально, не развиты мышцы, отвечающие за подобный контроль и работу кисти. Также считаю к этой же категории должно относиться то, как и сколько киберспортсмены могут удерживать правильную осанку и положение тела во время игры. Как только игрок устает, он начинает чаще сутулиться, а это уже влияет на положение его тела относительно игровой поверхности и, уверяю вас, это сразу сказывается на результате.
Психологическая подготовленность в любом виде спорта, есть неотъемлемая и важная часть спортивной действительности.
Мне вспоминается, как известный французский игрок на Трейсер Soon (Овервотч), проиграв несколько раз зеркальную дуэль на своем мейн персонаже в важнейшей игре, психанул и взял Бастиона, забив на своих товарищей и на установки тренера. В тот момент, он просто не справился с эмоциями, что повлияло на результат всей игры.
Дальше идет индивидуальная тактика. Это значит, что ваша игровая роль ставит перед вами определенные задачи и предлагает внутриигровые способы их решений: если вы хиллер, то должны хилить. Для этого у вас есть механики заложенные самой игрой - хилящие абилки, оружие; если вы атакующий персонаж, вашей основной задачей будет делать минусы по противнику. Обычно такие персонажи имеют в своем арсенале скорость, силу, иногда невидимость и т.д.; танки обладают внушительным количеством жизней, щитами, все для того, чтобы прикрывать команду, отвлекать внимание на себя и долго жить.
Групповая тактика ставит общие цели для двух или нескольких игроков, но не всей команды. К примеру, чтобы удержать важный участок карты мы располагаем там игровую двойку. Один из них, допустим, персонаж ближнего боя, либо сплешер (персонаж наносящий урон по площади), другой же должен его подстраховать. Цель у них одна - удержать пространство, но способы достижения разные: у одного - навязать дуэль в этом пространстве и сделать минусы по противнику; у второго - поддержать его в зависимости от возможностей его игровой роли: похилить, забустить, прикрыть щитом и т.д.
Командная тактика - организует последовательность командных тактических действий в атаке и обороне.
Допустим, что основная задача занять поинт. Для этого мы распределили промежуточные задачи для групп и индивидуалистов: кто-то отвлекает, кто-то ищет первый минус, хиллер бегает и создает панику…
Последовательное выполнение всех запланированных тактических действий и является командной тактикой.
Здесь я предлагаю задержаться и разобрать тему подробнее с точки зрения командной тактики.
На рисунке 2 представлена тактика игры в атаке и обороне. Все кажется таким непривычным и пугающим. Но давайте разберемся так ли они далеки от киберспортивной тактики.
Нападение
Подраздел командной атаки имеет группу “системы”, которая в свою очередь преобразуется в обозначения расположения игроков на карте (в нашем случае) и распределяется по схожести задач, выполнению совместных действий.
Представьте, что перед вами игровая карта с двумя точками для закладки бомбы и мидом в центре. У вас есть пять человек. Как могла бы выглядеть ваша система распределяющая игроков:
- 2+2+1 - атака, в которой каждая группа объединена отдельными задачами. Одна двойка идет направо, вторая двойка на мид и один человек пытается зайти в спину противнику по левой стороне (задачи вы можете придумать сами. Группы также могут быть объединены по принципу схожей скоростью, абилками и т.д.)
- 1+1+1+2 - три единички по отдельности отправляем искать фраги, а двойку отправляем на мид. В зависимости от того, какие фраги найдут единички туда и станет развиваться атака
- 3+2 - двойка проводит разведку боем с одной из сторон. Тройка двигается по миду и выходит в ту сторону, которая окажется предпочтительней.
Вариантов подобных систем множество. Тут все зависит от тактической необходимости.
Каждая подобная система имеет свое назначение:
- атака - атакуем в стандартном режиме
- контратака - ждем, какого либо преимущества: позиционного, экономического, по хп и т.д., и переходим в наступление
- атака с ходу - В данном случае, я предполагаю, что это можно трактовать, как агрессивный выход
- позиционная атака - постепенно развиваем свою позицию и медленно выдавливаем противника
Далее, атака подразделяется на групповые и индивидуальные действия, но мы с вами уже об этом поговорили. Поэтому, предлагаю рассмотреть интересный, на мой взгляд нюанс, с игрой вне равенстве или при равном количестве, но не в полных составах.
Мы часто сталкиваемся в игре с подобными ситуациями, когда либо мы либо противник имеет численное преимущество. И конечно же, каждый из нас понимает как это влияет на игру. Не может не влиять. В подобных ситуациях стоит подумать о том, как перераспределить игровые цели, чтобы продолжить выполнять тактическую задачу, либо переключиться на другую. К примеру, в шутерах, если раунд однозначно проигран и остается один игрок, задача меняется. Целью оставшегося становится не убить всех противников, а сохранить экономику.
Если же команда противника получила минус, то стоит перейти в атаку, чтобы воспользоваться своим преимуществом и упрочить его.
Автор: Моль Вредная