Найти тему

Как балаган экстравертов может похоронить крутые идеи: мануал по креативу

Павел Меринов, международный консультант по оценке и развитию лидерства, разработке стратегий и инноваций, доцент НИУ ВШЭ, преподаватель Школы критического мышления
Павел Меринов, международный консультант по оценке и развитию лидерства, разработке стратегий и инноваций, доцент НИУ ВШЭ, преподаватель Школы критического мышления

Кажется, что хороший креатив – это всегда озарение, удача. Но с идеями можно работать системно, чтобы они были не только необычными и творческими, но и приносили пользу. Павел Меринов (Школа критического мышления) объяснил, как настроить такую работу для РБК ПРО.

Креативность — это способность выйти за рамки, мыслить нестандартно, выдвинуть оригинальное решение сложной проблемы. И можно сказать, что у некоторых людей она развита меньше, чем у других.

Это знание разрушает духоподъемную и эмпирически некорректную идею, что мы креативны в равной степени, но просто об этом «забыли». Нет, мы неодинаково креативны. Кому-то это дается легче, кому-то сложнее.

Но хорошая новость в том, что этот навык можно развивать.

Как оценить, насколько мы креативны

В науке существуют конкретные параметры, позволяющие ответить на этот вопрос. С их помощью мы можем оценить себя и наших подчиненных.

Эти критерии можно использовать в качестве оценки того, что по-настоящему креативно и что стоит развивать.

1. Беглость описывает количество идей в единицу времени.

Насколько много идей человек генерирует в единицу времени?

2. Точностьсоответствие идеи задаче.

Насколько она отвечает на изначальный вопрос?

3. Гибкость — большое количество категорий идей на данной выборке.

Возможно, другая группа людей или отдельный человек будет придумывать иные категории. Насколько разные идеи генерирует человек?

4. Оригинальность​необычность идей на данной выборке.

Это одна из ключевых метрик. Позволяет понять, насколько идеи непохожи на идеи других людей, отвечавших на этот вопрос.

В науке «креативное» и «продуктивное» мышление часто рассматриваются как синонимы. Оказывается, продуктивно мыслить нам мешает не столько то, что одно полушарие якобы развито больше или меньше, сколько мы сами.

Я называю это «отвосы» и «вопреты» — когда нам нужно расширять сознание, задаваться вопросами, допускать разное, необычное. Когда мы включаем критика («нет, это не сработает», «как мы это реализуем?»), креативные соки истощаются. Когда нам нужно находить ответы, принимать решения, оценивать и отсекать, мы часто говорим: «О, а давайте вот это сделаем», «О, вот такая есть прикольная идея» — и возникает хаос.

Чтобы этого не допускать, нужно разделять два режима мышления. Сначала осознанно фокусироваться на так называемом “дивергентном”, расходящемся мышлении, отвечающем за создание пространства вариантов, а затем уже переключаться на сходящееся мышление — так называемое “конвергентное”. От поиска идей, когда мы допускаем, предполагаем, переходить к поиску подтверждений, ответов и утверждений.

Эта схема показывает, как по-настоящему продуктивно может работать наша голова, когда мы решаем сложные проблемы и ищем креативные решения: расширяем фокус — сужаем, генерируем — оцениваем, допускаем — отбираем, разрабатываем — реализуем. Переключение между поиском и концентрацией, созданием и совершением выбора — это основа, помогающая нам мыслить не только бегло, гибко и оригинально, но и точно.

Как применять креативность: техники

Как запустить и использовать креативность по максимуму? Организовать и процесс мышления, и процесс взаимодействия.

Техник «латерального» или бокового мышления масса — около 150, но я предлагаю сосредоточиться на двух наиболее показательных, эффективных и прагматичных. Их можно использовать как самостоятельно, так и в группе.

1. SCAMPER.

Это техника организации мышления, к которой можно свести большинство других. SCAMPER — это аббревиатура. А по совпадению слово целиком с английского переводится как «легкая пробежка» или «быстрая прогулка». Речь идет о беглом, легком генерировании творческих идей.

Авторы методики — популяризатор науки Боб Эберле и мастодонт рекламной индустрии, практиковавший креативность «на потоке», — Алекс Осборн.

В чем суть техники? Это набор глаголов действия, с помощью которых можно «атаковать» проблему. Мы не придумываем что-то с нуля, а выбираем действие, которое можно предпринять по отношению к существующей идее/проблеме, чтобы создать нечто новое. Каждый глагол — это способ подходить к проблеме или способ искать идеи.

Заменить (S – substitute). Что или кого можно заменить в продукте или бизнес-процессе? К примеру, вместо одного сотрудника, который оказался неэффективным, вы можете подобрать другого, более подходящего, возможно, даже из другого департамента.

Скомбинировать (c – combine). Как объединить одно с другим на особых условиях? Что можно сделать без потери качества? Хороший пример — группа Apocalyptica, длинноволосые финны, играющие heavy metal на виолончелях. Это одна из наиболее известных групп, которая совместила два жанра: классическую консерваторскую музыку и тяжелый металл.

Адаптировать (A — adapt). Что можно привнести из другой области, отрасли, природы в решение своей задачи? Как появилась липучка — застежка для одежды или для обуви? Автор идеи гулял с собакой в парке, вернулся домой, заметил, что у питомца бок в репейнике, начал его сдирать и обнаружил, что у растения есть крючки. Их достаточно, чтобы зацепиться, но они не очень прочные. Репей легко крепится и снимается. Вот и новая технология из мира природы.

Увеличить, модифицировать (M — modify/magnify). Как что-то гипертрофировать, вынести на передний план, сделать заметным, чтобы это стало визитной карточкой? На чем можно сделать такой акцент, чтобы это «подсветить»?

Предложить другое применение (P — put to other uses). Что можно использовать в других целях, как по-другому позиционировать существующий продукт? Отлично иллюстрирует этот подход история о популяризации радио в Америке. Такой способ передачи информации стал актуальным во многом благодаря предпринимателю и коммерсанту по имени Дэвид Сарнофф. Он не был креативщиком — он был дельцом. С чем же он столкнулся? Радио преподносили как альтернативу газетам, поэтому оно никому не было нужно. А газеты — неотъемлемая часть повседневной американской культуры. Утром тебе ее бросают к порогу, ты пьешь кофе, закуриваешь — это своеобразный ритуал. Всем нравилось узнавать новости из газет. Сарнофф понял: если позиционировать радио как конкурента печатных СМИ, ничего не получится; нужно попробовать иначе. Американцы невероятные фанаты спортивных мероприятий, и вот какая у них была проблема: то, что происходит на одном побережье, недоступно для другого. Дэвид решил позиционировать радио как “телепорт”. Будучи на одном побережье, при помощи технологий люди смогли следить за любимой бейсбольной командой. Сарнофф приложил руку и к развитию телевидения, а впоследствии стал одним из медиамагнатов Америки, хотя всего лишь перепозиционировал технологию, которая изначально казалась провальной.

Устранить или свести к минимуму (E — eliminate). Что можно убрать, исключить, упразднить в продукте/процессе/технологии? Какие элементы не нужны?

Перевернуть (R — rearrange/reverse). Что можно развернуть на 180° или начать с конца? Там, где начинали, заканчиваем, и наоборот. Как использовать это в бизнес-процессах? Вместо того чтобы прийти к генеральному директору на согласование плана в конце, получить отказ и поставить крест на проделанной работе, придите к нему сначала, чтобы понимать, за какие пределы выходить не стоит.

Все эти вопросы будут стимулировать креативность, даже когда вдохновения нет. Для того чтобы процесс был эффективным, нужно сфокусироваться. Мы не можем креативить просто ради процесса, нужно иметь задачу.

2. Brain Writing.

Это т.н. “тихий мозговой штурм”. Технология, которая избавляет от негативного влияния подавляющих, “перекрикивающих” других людей экстравертов. Технология, которая позволяет сформулировать свои идеи каждому и быть услышанным.

Этот тип брейншторма проводится в три этапа.

  1. Индивидуальная подготовка индивидуальной генерации.
  2. Обмен идеями, их консолидация и первичная категоризация.
  3. Сам мозговой штурм. За основу берутся предварительно сформулированные идеи, в процессе они соединяются, развиваются и становятся еще более креативными.

Без первых двух этапов был бы балаган и праздник экстравертов с потерей большого количества ценных идей от скромных, тихих людей.

Эти техники можно использовать как в индивидуальной работе, так и в команде, группе, в кросс-функциональном формате. Это то, что вы можете применять в повседневной профессиональной деятельности.

Если мы говорим о креативном мышлении, то мы находимся в фазе дивергенции, расхождения, набора, создания вариантов. Отсекать, оценивать и отслеживать эффективность будем потом. Сначала мы ищем, допускаем, предполагаем и лишь потом принимаем решения в конвергентной фазе.

Ключевые принципы креативного мышления:

  1. Много идей — никакой критики.
  2. Чем больше разного, тем лучше.
  3. Необычно — это отлично.
  4. Идеи отвечают на поставленный вопрос.

Пять советов для развития инновационного потенциала:

  1. Наблюдайте и подмечайте оригинальные решения и людей.
  2. Ищите новые впечатления сами и побуждайте к этому других.
  3. Собирайте банк идей в блокноте или базе данных.
  4. Делайте что-то физическое — от хобби до смены ролей.
  5. Практикуйтесь в одиночку и с командой.

Напутствие напоследок: если вам не нравится, с чего вы начали, это означает лишь одно — вы только начали.

#критическое мышление #critical thinking #павел меринов #креатив #мануал